Человек-эпоха и музыка, покорившая мир

Симфония длиною в вечность

Великий композитор Петр Ильич Чайковский, имя которого известно по всему миру, еще при жизни стал символом интернациональной любви к музыке и международным светочем русской культуры. Ни одно серьезное музыкальное мероприятие или фестиваль ни в одной стране не обходится без участия его произведений в программе. Самые престижные мировые музыкальные театры и концертные площадки, такие как Большой и Мариинский театры, Гранд-Опера в Париже, Ковент Гарден в Великобритании, Венская опера, Метрополитан Опера и Карнеги Холл в США, Ла Скала в Италии и многие другие, десятилетиями создают новые актуальные постановки легендарных опер и балетов, для которых Чайковский создавал бессмертную музыку.

Неочевидное величие

Парадоксально, но ничто изначально не указывало на великое будущее гениального композитора. Чайковский родился 7 мая 1840 года в небольшом поселке Воткинске Сарапульского уезда Вятской губернии (сейчас город Воткинск, Удмуртия) в семье горного инженера, генерал-майора инженерных войск Российской империи Ильи Петровича Чайковского. Уже в пять лет мальчик начал учиться игре на фортепиано. В доме его детства всегда звучала живая музыка, что было обычным делом в богатых семьях в те времена. Однако карьеру, по мнению его отца, следовало строить на ином поприще. Проведя детство вдали от культурных центров страны, Петр Ильич имел перед собой четко прочерченный маршрут успешной карьеры на государственной службе. Но судьбу не обманешь…

Окончив правовое училище и прослужив пару лет чиновником Министерства юстиции, Петр Ильич последовал зову сердца и стал одним из первых студентов в Музыкальных классах Русского музыкального общества, спустя год преобразованных в Петербургскую консерваторию. Главными наставниками Чайковского стали знаменитые музыканты и педагоги – Николай Заремба и Антон Рубинштейн.

Во время учебы Чайковский завел дружбу с Германом Ларошем, известным музыкальным критиком того времени. Когда композитор в 1866 году представил на суд своих консерваторских учителей дипломную работу, только Ларош был в восторге от произведения, увидев в нем ростки того величия, которое его друг обретет в будущем.

Становление легенды

Окончив в 1866 году консерваторию, Чайковский переехал в Москву. Последующее десятилетие стало для него настоящим испытанием на прочность. Это был период его творческих исканий, экспериментов и активного внутреннего роста. Именно тогда он начал карьеру педагога в Московском отделении консерватории и свой собственный путь музыкального критика. Он часто путешествовал по Европе, встречаясь с выдающимися композиторами своего времени Рихардом Вагнером и Ференцем Листом. В те годы Чайковский начал работать и над первыми серьезными произведениями, которые впоследствии принесли ему мировую славу и признание коллег-музыкантов.

В этот период были написаны оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к «Снегурочке» Островского, Вторая и Третья симфонии и Первый фортепианный концерт.

Казалось бы, жизнь композитора в тот период была полна ярких впечатлений и смысла, но в то же время в душе у него развивалась сильнейшая депрессия, которая чуть было не погубила его карьеру и здоровье. Однако из этой великой боли и внутренних страданий родилось нечто прекрасное, принесшее Чайковскому вечную мировую славу и признание современников. На излете своего внутреннего кризиса он создал произведение, раз и навсегда изменившее глобальное представление о балете. Этим произведением было «Лебединое озеро».

Лебединая песня гения

Еще в 1871 году Петр Ильич Чайковский написал одноактный детский балет «Озеро лебедей», а четыре года спустя получил заказ на написание масштабной композиции от дирекции императорских театров. Тогда это было по меньшей мере удивительно, ведь композиторы уровня Чайковского балетов не писали. Однако Петр Ильич согласился и работал над музыкой около года, параллельно создавая еще и свою Третью симфонию.

Нет единого мнения, что же послужило источником вдохновения и личным мотивом для композитора. Известно, что Петр Ильич однажды отдыхал в Черкасской области, где любовался природой и видел грациозных лебедей. Посещал он и замок короля Людвига Второго в Нойшванштайне, место, которое годами вдохновляло балетных художников. Как бы то ни было, партитура произведения стала революционной. Музыка, в которой Чайковский частично цитировал свою же, уничтоженную ранее, оперу «Ундина», оказалась самобытной и крайне необычной. Типовая балетная аранжировка тех лет всегда была простой, выполняющей лишь роль ритмического сопровождения для происходящего на сцене. Чайковский же с присущим ему симфонизмом создал мощные лирические темы, пронизывающие весь балет. Эта музыка сама по себе была живой и рассказывала историю. Премьера «Лебединого озера» состоялась в 1877 году.

Увы, первая постановка на сцене Большого театра не встретила одобрения публики и критиков. Она продержалась в афише всего восемь сезонов. Ларош писал о ней:

«По музыке «Лебединое озеро» – лучший балет, который я когда-либо слышал… По танцам это едва ли не самый казенный, скучный и бедный балет из тех, что даются в России».

В 1895 году, уже после смерти Чайковского, «Лебединое озеро» показали вновь, в Санкт-Петербурге. За танец отвечали балетмейстер Мариус Петипа и его помощник Лев Иванов, либретто написал брат Чайковского Модест Ильич. В новой постановке эффектно схлестнулись легендарная музыка и беспрецедентная хореография. Иванов срежиссировал сцены на озере, добавил образам симфоничности и поставил знаменитый «Танец маленьких лебедей». Музыка в новой редакции спектакля тоже изменилась. Дирижер Риккардо Дриго смело переставлял местами музыкальные фрагменты и добавлял новые.

В результате именно эта версия с измененными партитурой, либретто, музыкальным сопровождением и хореографией стала канонической. Многие произведения Чайковского известны по всему миру, но ни одно не обладает такой универсальной узнаваемостью и таким непреодолимым магнетизмом, как «Лебединое озеро». Выстраданная и выношенная в период тяжелейшего отчаяния композитора, эта музыка изменила глобальное представление о балете раз и навсегда.

Наследие

Петр Ильич Чайковский прожил всего 53 года. Великий композитор безвременно скончался от внезапной холеры 25 октября 1983 года, повторив судьбу своей матери.

За двадцать с небольшим лет, которые он успел посвятить музыке, Чайковский создал невероятное количество сложных и поистине революционных произведений. Им написана музыка для десяти опер, среди которых знаменитые «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта», три великих балета – «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица», девять симфоний, одна из которых - Es-dur – была уничтожена автором, а еще одна – «Жизнь» – так и не была завершена, свыше ста романсов, сюит и увертюр, аранжировки к театральным спектаклям и легендарные фортепианные концерты.

Музыка Чайковского существует вне времени. Вместе с поэзией Пушкина, прозой Толстого и живописью Левитана, вместе с творчеством других великих художников нашего народа она составляет неотъемлемую часть русской и мировой культуры. В ней искренне и просто, с пленительной красотой и потрясающей силой написана широчайшая картина человеческой жизни и вечные темы, которые будут актуальны всегда и в любой части планеты.

Глобальное влияние Чайковского невозможно переоценить. Через созданные им бессмертные произведения он привнес свою чуткость, искренность и глубокое понимание самых светлых черт человеческой природы в души миллионов людей в десятках стран Земли. И в каждой из этих областей он оставил эталонные образцы русского музыкального духа. Ставший еще при жизни доктором Кембриджского университета и почетным гостем на открытии Карнеги-холла в Нью-Йорке, наш легендарный соотечественник и сейчас продолжает нести свет великой русской музыки во все уголки планеты.

Именем Чайковского назван самый престижный музыкальный конкурс в мире. Международный конкурс Чайковского, без сомнения, бренд, настоящие Олимпийские игры среди исполнителей академической музыки. Конкурс проводится в России с 1958 года и по сей день открывает миру новые имена великих пианистов, скрипачей, виолончелистов и вокалистов. От американца Харви Ван Клиберна до легендарного Дениса Мацуева, лауреаты конкурса из года в год украшают мир своим творчеством, не знающим границ и языковых барьеров. В 2023 году конкурс состоится вновь и подарит миру новые таланты.

Наш сайт использует куки. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, подтверждаете ознакомление и согласие с Политикой конфиденциальности персональных данных и Пользовательским соглашением.