Лучший в мире стратегический бомбардировщик

Белый лебедь мира

 

Длинная рука России

В 1981 году в воздух поднялся стратегический ракетоносец Ту-160, также известный как «Белый лебедь». Он стал лучшим образцом авиации своего времени и не потерял этого лидерства до сих пор. «Белый лебедь» установил десятки рекордов среди самолетов в своем классе, многие из которых никому так и не удалось побить. Но путь к совершенству не был прост.

 

Стратегический дисбаланс

1960-е годы стали пиком технологического противостояния между СССР и США. Стороны как никогда близко подошли к порогу войны, а шаткий мир удерживало наращивание ядерных вооружений, которое позволяло сохранить паритет. Однако подход стран к стратегическому вооружению различался. Пока в СССР наращивали производство межконтинентальных ракет, в США развивали стратегическую авиацию.

Наша страна к тому моменту обладала двумя типами стратегических бомбардировщиков — турбовинтовым Ту-95, реактивными 2М и 3М ОКБ Мясищева. Считалось, что дозвуковые самолеты не смогут преодолеть противовоздушную оборону стран НАТО, но американский аналог - B-52 Stratofortress – обладал сравнимыми характеристиками, поэтому до определенного момента возможности нашей стратегической авиации оставались приемлемыми.

Однако в 1964 году ВВС США решили создать бомбардировщик, способный на «маловысотный прорыв ПВО противника». Зенитные ракеты того времени отличались недостаточной эффективностью при стрельбе по низколетящим целям, а подстилающая поверхность снижала видимость самолета, летящего на малой высоте, для радаров. Для реализации этих преимуществ американцы начали разработку бомбардировщика, который впоследствии получил имя Rockwell B-1 Lancer. Перспективный самолет сулил США значительное преимущество, и в СССР разработки американцев не оставили без внимания.

 

Догнать и перегнать

История будущего «Белого лебедя» началась в 1967 году, когда Совет министров СССР постановил начать работы над «многорежимным

стратегическим межконтинентальным ударным комплексом». В Союзе пытались получить самолет, который сможет нести до 45 тонн боевой нагрузки и дальность полета которого при скорости до 2500 км/ч достигала бы 13 000 километров.

 

Изначально в конкурсе принимали участие ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. ОКБ Туполева изначально было занято в других проектах, но в 1969 году ОКБ Туполева тоже включилось в соревнование. В 1972 году комиссия научно-технического комитета ВВС приступила к рассмотрению проектов самолетов Т-4МС ОКБ Сухого и М-18 ОКБ Мясищева. Вариант Туполева основывался на пассажирском самолете Ту-144. Стоит отметить, что именно в проекте Мясищева предложили крыло изменяемой стреловидности, которое станет особенностью будущего Ту-160.

Члены комиссии отдали формальную победу М-18, но наработки по самолету решили передать Туполеву. Это объяснили отсутствием производственных мощностей у недавно воссозданного ОКБ Мясищева. Так формальным победителям конкурса пришлось помогать недавним конкурентам реализовывать свои же наработки.

 

От чертежей до небес

Летом 1974 года сборку опытного образца Ту-160 начали в ММЗ «Опыт». В работе над первоначальным вариантом самолета опирались на проект бомбардировщика Ту-135, но характеристики перспективного самолета не соответствовали требованиям военных. Бомбардировщик должен был преодолевать ПВО противника либо на большой высоте, в сверхзвуковом режиме, либо у земли, но уже на крейсерской скорости.

Тогда конструкторы обратились к наработкам по самолету с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М, который начал летать незадолго до того – в 1969-м. Параллельно в КБ Куйбышевского моторного завода заказали разработку двигателя под названием «изделие Р», а специалисты ЦАГИ тестировали различные варианты силовой установки. В 1975 году началось проектирование окончательного варианта самолета, который получил свое знаменитое крыло, а в 1977 году полный облик Ту-160 утвердили окончательно. После этого на ММЗ «Опыт» сразу началось строительство трех тестовых экземпляров.

В ноябре 1981 года в иностранной прессе появился первый снимок нового ракетоносца, стоящего на земле в окружении двух Ту-144. Борт, который готовили к испытаниям на аэродроме ЛИИ в Жуковском, сфотографировал пассажир самолета, приземлявшегося на аэродроме Быково. Тогда же на Западе самолет обозначили как RAM-P и присвоили имя Blackjack в кодификации НАТО.

18 декабря летчик-испытатель Борис Веремей предложил совершить первый вылет, несмотря на задание, предписывавшее только скоростную пробежку по аэродрому. Так состоялся первый полет «Белого лебедя». Самолет успешно совершил круговой облет, за который летчик получил звезду Героя Советского Союза.

 

Самолет-рекордсмен

 

Ту-160 был тогда и остается до сих пор самым большим и мощным сверхзвуковым самолетом в истории боевой авиации, самым большим самолетом с крылом изменяемой стреловидности и рекордсменом по максимальной взлетной массе. Едва ли не каждая деталь Ту-160 и сегодня способна впечатлить любителей и профессионалов авиации. Например, 13 топливных баков, которые вмещали около 171 тысячи литров топлива (почти три железнодорожные цистерны), или шасси, которое выдерживало нагрузку, вдвое превышающую вес самолета.

Всего на Ту-160 установили 46 мировых рекордов, в первую очередь по скорости и высоте полета. Маршрут протяженностью 1000 километров он преодолел со средней скоростью 1720 километров в час. При этом самолет нес 30 тонн боевой нагрузки. В 2020 году пара Ту-160 установила рекорд дальности полета, которая составила 20 000 километров (половина длины экватора Земли). Экипажи провели в воздухе чуть больше 25 часов.

Для обеспечения таких характеристик в самолете широко применялись алюминиевые и титановые сплавы — «Белый лебедь» остается рекордсменом по доле титана в конструкции среди других самолетов. Главный лонжерон Ту-160 выполнен из высокопрочного титанового сплава и выдерживает изгибающий момент до 4000 тонн на метр.

 

Победа над временем

Одним из наиболее значительных противников «Белого лебедя» стала сама история. Советский период стратегического самолетостроения завершился на 25 машинах, вышедших с Казанского авиастроительного завода. С рождением Российской Федерации большинство Ту-160 находились на территории современной Украины, а в РФ остались предприятия, которые их производили.

 

Эти условия стали предпосылкой к одному из самых драматичных моментов в истории Ту-160. В 1998 году Украина при поддержке США начала утилизацию этих самолетов, не жалея средств и оборудования для уничтожения советского оборонного потенциала. До 2001 года было ликвидировано десять самолетов, а один превратили в музейный экспонат.

В России же формальную точку в истории Ту-160 поставили в 1992 году в рамках международного соглашения о прекращении производства бомбардировщиков. Однако на самом деле это оказалась точка с запятой.

 

Стратегическое возрождение

В 2005 году указом Президента России Владимира Путина Ту-160 вновь приняли на вооружение. Параллельно все имеющиеся образцы прошли модернизацию: получили новые двигатели, топливные баки увеличенного объема и приставку «М» в конце названия модели. В 2007 году Россия объявила о возобновлении полетов стратегической авиации в удаленных районах Мирового океана.

Уже в 2008 году ВВС России получили новый Ту-160М «Виталий Копылов», что довело общее количество российских «Белых лебедей» до 16 единиц. Этот борт был последним, который использовал агрегаты старого выпуска.

В мае 2015 года Президент России поручил наладить производство Ту-160М и поставить в войска не менее 50 машин. В том же году состоялось боевое крещение «Белого лебедя» в Сирии, доказавшее всему миру актуальность Ту-160 в современных условиях. В 2016 году на Казанском авиационном заводе началось восстановление основных технологий производства «Белых лебедей», а уже в июне 2017 года осуществили первую промышленную сварку центроплана новой модификации – Ту-160М2.

В 2022 году «Белый лебедь», впервые покоривший воздух за 41 год до того, вернулся в небо в новом качестве. Самолет новой постройки сохранил облик первых машин, но его производят с использованием цифровых технологий, лежащих на переднем крае современных достижений. Модернизированный комплекс радиоэлектронного оборудования, новейшие средства связи, навигации, а также управления полетом и вооружением - лишь некоторые из них.

Можно без преувеличения сказать, что это событие стало одним из самых значимых для всемирного авиастроения наших дней, а потенциал проекта «Белый лебедь», без сомнения, является эталоном для стратегической авиации на десятилетия вперед.

Наш сайт использует куки. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, подтверждаете ознакомление и согласие с Политикой конфиденциальности персональных данных и Пользовательским соглашением.