Идея создания приспособления, спасающего прыгающих с большой высоты, сама по себе довольно древняя. Теоретические основы парашюта заложил гений эпохи Возрождения – знаменитый Леонардо да Винчи. Он утверждал, «если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна» со стороной около шести с половиной метров, то можно без опасений прыгать с любой высоты. Любопытно, что изобретателю так и не удалось довести идею до практического воплощения, однако получилось в точности предсказать диаметр большинства массовых парашютов, который и сегодня равен пяти-шести метрам. Идеи да Винчи со временем подхватили его последователи, а расчеты получили практическое воплощение в XVII–XVIII веках, когда появилось и само слово «парашют», сложившееся из двух корней: латинского para (против) и французского chute (падать).
В процессе развития авиации аварии были неизбежны, поэтому вопрос острой необходимости использования парашютов возник очень быстро. Однако серьезной проблемой стало отсутствие места под это приспособление как в гондолах воздушных шаров, так и в кабинах первых самолетов. Решить вопрос пытались разными способами. Например, французы Эрве и Орс ставили эксперименты с парашютами, которые предварительно закрепляли под корпусом машины. У немца Вассера возникла другая идея – он приспособил парашют к креслу пилота. Такая конструкция позволяла в случае внештатной ситуации рвать веревку, раскрывать купол и вместе с креслом опускаться на так называемом «зонте Вассера». Однако все эти задумки были ненадежны и не находили широкого применения у пилотов.
Как бы это странно ни звучало, но появлению оптимального варианта парашюта поспособствовала трагедия. В октябре 1910 года в Санкт-Петербурге были организованы показательные полеты в рамках I Всероссийского праздника воздухоплавания «Фарман-IV», во время которых погиб один из членов первого отряда русских пилотов Лев Мациевич. Во время демонстрации максимальной возможности самолета его машина буквально развалилась в воздухе на глазах у тысяч зрителей, с ужасом наблюдавших за тем, как летчик падает с огромной высоты без каких-либо шансов на выживание.
«Это была первая жертва русской авиации. Она произвела на меня такое тяжелое впечатление, что, выступая, как обычно, вечером в театре, я все время видел страшную картину гибели летчика. Неужели нельзя уберечь летчика, думал я, спасти жизнь человеку, если происходит авария аэроплана?» – эти слова принадлежат Глебу Котельникову, который вскоре после этого изобретет авиационный ранцевый парашют.