Котельников Г. Е.

Только в Первую мировую войну ранцевый парашют русского актера-изобретателя Глеба Котельникова спас жизни около 800 летчиков и воздухоплавателей.

Сегодня парашют, предназначенный для мягкого приземления с большой высоты, уже стал обычным предметом, которым пользуются во всем мире. Однако вплоть до начала ХХ века это компактное, легкое и надежное приспособление было совсем другим – огромным, тяжелым и не гарантирующим спасения. Но все изменилось, когда за дело взялся... петербургский актер и изобретатель Глеб Котельников. И на разработку современного устройства ему понадобилось менее года.
 

Палатки, зонты и несчастье

Идея создания приспособления, спасающего прыгающих с большой высоты, сама по себе довольно древняя. Теоретические основы парашюта заложил гений эпохи Возрождения – знаменитый Леонардо да Винчи. Он утверждал, «если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна» со стороной около шести с половиной метров, то можно без опасений прыгать с любой высоты. Любопытно, что изобретателю так и не удалось довести идею до практического воплощения, однако получилось в точности предсказать диаметр большинства массовых парашютов, который и сегодня равен пяти-шести метрам. Идеи да Винчи со временем подхватили его последователи, а расчеты получили практическое воплощение в XVII–XVIII веках, когда появилось и само слово «парашют», сложившееся из двух корней: латинского para (против) и французского chute (падать). 

В процессе развития авиации аварии были неизбежны, поэтому вопрос острой необходимости использования парашютов возник очень быстро. Однако серьезной проблемой стало отсутствие места под это приспособление как в гондолах воздушных шаров, так и в кабинах первых самолетов. Решить вопрос пытались разными способами. Например, французы Эрве и Орс ставили эксперименты с парашютами, которые предварительно закрепляли под корпусом машины. У немца Вассера возникла другая идея – он приспособил парашют к креслу пилота. Такая конструкция позволяла в случае внештатной ситуации рвать веревку, раскрывать купол и вместе с креслом опускаться на так называемом «зонте Вассера». Однако все эти задумки были ненадежны и не находили широкого применения у пилотов. 

Как бы это странно ни звучало, но появлению оптимального варианта парашюта поспособствовала трагедия. В октябре 1910 года в Санкт-Петербурге были организованы показательные полеты в рамках I Всероссийского праздника воздухоплавания «Фарман-IV», во время которых погиб один из членов первого отряда русских пилотов Лев Мациевич. Во время демонстрации максимальной возможности самолета его машина буквально развалилась в воздухе на глазах у тысяч зрителей, с ужасом наблюдавших за тем, как летчик падает с огромной высоты без каких-либо шансов на выживание.

«Это была первая жертва русской авиации. Она произвела на меня такое тяжелое впечатление, что, выступая, как обычно, вечером в театре, я все время видел страшную картину гибели летчика. Неужели нельзя уберечь летчика, думал я, спасти жизнь человеку, если происходит авария аэроплана?» – эти слова принадлежат Глебу Котельникову, который вскоре после этого изобретет авиационный ранцевый парашют.
 

Увлечения пригодились

Глеб Котельников родился в 1872 году в Санкт-Петербурге. Его отец был профессором математики и высшей механики, а мама страстной любительницей театра. Родители сумели в полной мере привить сыну свои увлечения, и с детства у мальчика было две страсти – конструирование и театр. Он с огромным удовольствием делал различные модели и игрушки, а также выступал в самодеятельности. 

Котельников окончил Киевское военное училище, стал офицером, служил в армии, но спустя три года уволился. Затем был акцизным чиновником в провинции, что его очень сильно тяготило. В 1910 году вернулся в Санкт-Петербург и стал актером труппы Народного дома на Петербургской стороне под псевдонимом Глебов-Котельников. 

Будущий отец ранцевого парашюта так бы и остался малоизвестным актером, если бы не талант конструктора. Трагедия, случившаяся со Львом Мациевичем, заставила изобретателя вплотную приступить к разработке парашюта. Котельникову очень хотелось дать летчикам реальный шанс на спасение в подобных ситуациях. 

Главной проблемой, которую предстояло решить Котельникову, были существенный вес и габариты устройства. К тому же гибель Мациевича ясно свидетельствовала, что у пилота может просто не быть даже нескольких мгновений для спасения жизни.
 
 Исходя из этого, Котельников сделал вывод о необходимости создания парашюта – прочного и легкого одновременно. И главное – приспособление должно быть небольшим и постоянно находиться на человеке. Тогда, по словам изобретателя, летчик всегда сможет спрыгнуть. Так родилась идея ранцевого парашюта, который сегодня, собственно, и подразумевается под словом «парашют».

Первый ранцевый

В качестве материала для своего изобретения Глеб Котельников выбрал прочный и тонкий шелк. Благодаря небольшому объему его удалось компактно сложить в ранец совсем небольшого размера.

И тут встал еще один вопрос: где же должен размещаться парашют? И первым рассмотренным вариантом стал цилиндрический шлем на голове летчика. Испытания с куклой, которые Котельников провел на своей даче, сбросив «пилота» с крыши, показали, что придуманная им система работает отлично, однако изобретатель быстро понял: в случае с пилотом в процессе раскрытия купола в лучшем случае отлетит шлем, а в худшем и голова.

В итоге он перенес конструкцию в ранец, который сначала планировал сделать деревянным, а потом все-таки склонился к алюминию. Тогда же Котельников разделил стропы на две группы, окончательно заложив в конструкцию любых парашютов такой элемент. Это не только делало управление более простым, но и давало возможность крепить приспособление к подвесной системе в двух точках – прыжок и раскрытие в таком случае становились более удобными и безопасными для человека. Кстати, такой принцип почти без изменений используется и сейчас. Весил парашют Котельникова около 7 кг, еще 2 кг приходились на ранец. А благодаря определенному направлению строп прочность купола увеличивалась.
 

Испытания на ура

Испытание первого в мире ранцевого парашюта прошло успешно. На землю с помощью изобретения спустился 80-килограммовый Иван Иванович. Ненастоящий, конечно же, – из мешковины и песка. Это был специально сконструированный манекен, которого Глеб Котельников окрестил столь незамысловатым именем. С его помощью испытали несколько высот. «Мужчину» скидывали с аэростата, и каждый раз парашют блестяще справлялся с поставленной задачей. Как отмечал по итогам испытаний сам Котельников, его изобретение стало первым в мире автоматическим спасательным приспособлением.



Первым человеком, прыгнувшим с парашютом, стал студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский. Он сделал это с 60-метрового моста в Руане, и все прошло великолепно.

9 ноября 1911 года – официальный день рождения ранцевого парашюта. Дата неслучайна, поскольку именно в этот день Глебу Котельникову вручили охранное свидетельство на его изобретение. Но резолюция великого князя Александра Михайловича, тогда курировавшего авиацию, была удивительной: «Парашюты в авиации – вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их стоит беречь. А люди найдутся, не те, так другие!»

Котельников сильно расстроился. Вскоре он получил патент на свое изобретение во Франции и заключил контракт с фирмой «Ломач и К°». Таким образом, русское открытие получило признание за рубежом. Тогда изобретатель уже внес некоторые корректировки в свою конструкцию. Свой парашют он назвал РК-1, то есть «Русский, Котельникова, первый». В аббревиатуре ему удалось соединить сразу все важнейшие моменты: имя, страну и свое первенство. 

 

Власти все-таки одумались

Царское правительство вспомнило об изобретении Котельникова только во время Первой мировой войны. Тогда с просьбой укомплектовать боевые многомоторные самолеты ранцевыми парашютами к военному ведомству обратился известный пилот Глеб Алехнович, летавший на «Илье Муромце –5». Эту идею поддержали и в знаменитой «Эскадре воздушных кораблей». 

Мобилизованного Глеба Котельникова тогда вызвали из армии с целью скорейшего налаживания производства его РК-1. Однако тех изделий, что были в наличии, для всех не хватило, поэтому пришлось дополнительно заказывать менее удобные французские образцы. Как свидетельствуют архивные данные, за время Первой мировой войны русские воздухоплаватели совершили 65 прыжков с парашютами. Считается, что на всех фронтах союзных стран благодаря использованию этих приспособлений были спасены жизни около 800 летчиков и воздухоплавателей.

После войны Глеб Котельников усовершенствовал свой парашют, заменив жесткий корпус ранца мягким. В обращении появились несколько моделей – РК-2, РК-3 и РК-4, способный опустить груз весом до 300 кг. В 1926 году изобретатель передал все свои патенты государству и больше этим делом не занимался. В принципе никаких доработок уже и не требовалось – изобретение было достаточно совершенным и мало чем отличалось от современных моделей. Ранцевый парашют, созданный Котельниковым, и сейчас активно используется во всем мире.

Сегодня военная и гражданская авиация просто немыслима без парашютов. Однако их значение уже давно выходит за рамки только лишь спасения жизни и доставки людей и грузов. Парашютизм в наши дни – это в том числе спорт, зрелище, хобби и развлечение, доступное практически каждому, возможность воплотить в жизнь смелую мечту о небе. Сейчас в России прыжки с парашютом исчисляются десятками тысяч, а счет прыжков с парашютной вышки идет на сотни тысяч.

Наш сайт использует куки. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, подтверждаете ознакомление и согласие с Политикой конфиденциальности персональных данных и Пользовательским соглашением.