Первая кинокамера

Изобретение скачкового механизма

Иллюзии истории

Существует расхожее мнение, что мировой кинематограф родился в 1895 году во Франции, когда братья Люмьер первыми провели коммерческие показы фильмов в кафе на бульваре Капуцинов. И показы действительно имели место быть, правда, есть одно но...

Всем кинолюбителям и знатокам истории кино известно, что главный узел в киноаппарате — это скачковый механизм. Это хитрое устройство обеспечивает прерывистое движение киноленты при проецировании фильма на экран. Изображение останавливается на доли секунды, перед тем как перед зрителями предстанет следующий кадр. Если же прокручивать «движущиеся картинки» непрерывно, все изображение попросту смажется, и человеческий глаз не сумеет ничего разобрать. Даже сейчас, в век цифровых технологий, существует и используется несколько разновидностей скачковых механизмов. Однако было время, когда таких устройств еще не существовало.

Мало кто знает, но первый из них был придуман и сделан в России!

Хитрая улитка

Еще незадолго до своего официального рождения кинематограф был у всех на уме и на языке. В XIX веке всемирное сообщество механиков и изобретателей, любителей фотографии и людей искусства трудилось над созданием первого киноаппарата не покладая рук. Естественно, шли такие разработки и в России. И вот на рубеже 1892-1893 годов механик Одесского университета, уроженец села Окоп Харьковской губернии Российской империи, Иосиф Андреевич Тимченко (1852—1924)совершил технологический прорыв, который стал точкой отсчета прекрасной эпохи кино для всего человечества.

Идеей создания «движущихся изображений» Иосиф Тимченко загорелся еще в конце 80-х годов XIX века. Несколько лет научных поисков и решения инженерных задач привели его к одному из важнейших изобретений в истории кинематографа.

Свой механизм он называл «улиткой» из-за его плавного, постепенного движения и характерной формы. По сути, это была усовершенствованная червячная передача – конструкция из вращающегося стержня с наклонной резьбой, которая цеплялась за зубчатое колесо, заставляя ее крутиться. Небольшой участок резьбы был сделан прямым, перпендикулярно к стержню. Естественно, когда зубец колеса попадал туда, колесо останавливалось. Затем, через пол-оборота стержня, в дело вступала наклонная резьба, проталкивая зубец, а колесо прокручивалось, делая скачок. Следующий зуб вновь попадал на прямой участок, тормозя все движение, и так далее. Это и обеспечивало прерывистую смену изображений.

Когда изобретатель представил «улитку» миру, она была оригинальным устройством, не имевшим аналогов. По скорости работы и качеству изображения русский киномеханизм превосходил аналогичные технологии, которые появились позже.

На заре кинематографа

В том же 1893 году Иосиф Тимченко усовершенствовал свое изобретение, разработав в итоге киноаппарат под названием «кинетоскоп». Этот прибор был одновременно и проектором, который мог транслировать фильмы на «экран» из белой ткани, и камерой, с помощью которой можно было эти фильмы снимать.

На одесском ипподроме изобретатель снял два небольших фильма. Они назывались «Скачущий всадник» и «Копьеметатель», и по названию можно прекрасно понять, что в них изображалось. Тогда уровень развития кинотехнологий еще не позволял снимать длительные картины, поэтому даже короткие зарисовки с движущимися людьми были настоящей сенсацией.

Вскоре после этого Тимченко устроил торжественный показ своих трудов для одесской публики.

В отеле «Франция» во всю стену растянули белый экран и показывали на нем фильмы. Показ продлился полтора месяца, и все это время местные газеты зазывали людей посмотреть на «живые фотографии». Объявления, которые давал сам изобретатель, гласили:

«Художественная выставка живых фотографий, приводимых в движение посредством электрической машины».

В другом говорилось:

«Выставка живых фотографий ежедневно открыта с 11 час. утра до 11 час. вечера».

Эти коммерческие показы прошли за два года до знаменитой демонстрации братьев Люмьер. Так что же в таком случае изобрели знаменитые Луи и Огюст Люмьеры?

Старший из них – Огюст писал в своих мемуарах:

«Однажды утром в конце 1894 года я зашел к моему брату. Он сообщил мне, что придумал такой аппарат, который обеспечит все необходимые условия, чтобы пленка двигалась прерывисто. Это несомненно было открытием. Мой брат за одну ночь изобрел кинематограф».

Парадокс заключается в том, что упомянутое прерывистое движение пленки являлось ноу-хау Тимченко. Именно в создании механизма для показа «стробоскопических иллюзий прерывистого движения» и состояло главное открытие кинематографа.

Таким образом получается, что кино родилось не в Париже, а в Одессе, причем на два года раньше.

Сегодня весь мир сходится на том, что именно киноаппарат, созданный в 1893 году в России, стоял у истоков киноиндустрии. Имя Тимченко постоянно упоминают в контексте истории кинематографа, а его достижения в науке и инженерии признает весь мир. Еще при жизни ученого в разные годы наградили серебряной и золотой медалями на Всемирной выставке в Париже.

 

Кино сквозь века

После того как русский «кинетоскоп» набрал огромную популярность, изобретатель отвез его в Москву на 9-й съезд русских естествоиспытателей (проходил с 3 по 11 января 1894 года) — на суд научного сообщества. Именитые, авторитетные ученые и специалисты ознакомились с устройством и возможностями «улиточного» киноаппарата и пришли к выводу: аппарат чудесный, а остроумие и оригинальность, проявленные при его создании, заслуживают признания и похвалы. Комиссия съезда даже выразила изобретателю пространную письменную благодарность. Впоследствии Тимченко отдал свое устройство в распоряжение Московского Политехнического музея, где оно и хранится по сей день.

 

Сегодня, живя в материальном мире, мы достаточно легко забываем о важности и объеме того невероятного внутреннего богатства, что несет в себе искусство. Значение кинематографа для наших современников и поколений, стоящих между изобретением в России первой кинокамеры и настоящим днем, поистине огромно. Многочисленные фильмы, вышедшие на экраны, с тех пор заставляют нас смеяться и плакать, сопереживать героям и открывать новые грани нашего сознания. Кино как технологический венец творческих мыслей собрало в себе весь коллективный опыт всего прекрасного, что было создано человеком. Оно не просто развлекает нас, но возвышает человеческий дух, а самое главное, учит людей мечтать.

 

 

 

 

Наш сайт использует куки. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, подтверждаете ознакомление и согласие с Политикой конфиденциальности персональных данных и Пользовательским соглашением.