Первый фильм в космосе

Кинематограф среди звезд

 

От пуска до финального монтажа

5 октября 2021 года Россия первой в мире отправила на Международную космическую станцию режиссера и актрису. И не для того, чтобы они просто полюбовались красотами Земли с высоты в четыреста с лишним километров. Им предстояло снять на орбите полнометражный художественный фильм. Этого никто в мире и никогда в истории человечества еще не делал.

Уже в 2023 году состоялась премьера одного из наиболее интересных и неординарных проектов в мировом кино. Им стал фильм «Вызов» российского режиссера Клима Шипенко – первый в истории художественный фильм, снятый на борту Международной космической станции (МКС).

 

Первый, но в чем?

Первым «космическим» кинооператором стал советский пилот и космонавт Герман Титов. Во время своего орбитального рейса на корабле «Восток-2» в августе 1961-го он использовал репортерскую кинокамеру «Конвас» для съемки земной поверхности, облачного покрова и звезд. Полет продлился почти сутки.

Намного позже кинотеатры с технологией IMAX стали показывать множество познавательных документальных фильмов, включая ролики, снятые экипажами МКС.

В 1997 году российский режиссер Юрий Кара задумал создать фильм по сценарию Александра Сорокина под рабочим названием «Последний полет». Большая часть съемок для него должна была проходить на борту космической станции «Мир», но продюсеры не справились с привлечением финансов, и проект оказался закрыт. Но не забыт, ведь о нем к тому моменту было уже широко известно в кинокругах. Он сработал как окно Овертона, показав, что коммерческий полет к звездам с целью киносъемок – задача как минимум обсуждаемая.

С появлением частных организаций, организующих полеты в космос, ее реализация оказалась намного ближе, чем могло показаться в 1997-м. Это послужило стимулом к переговорам голливудских продюсеров об организации полета для масштабных киносъемок.

В мае 2020 года они договаривались о возможности отправить актера Тома Круза на орбиту и снять там сцены для нового фильма. Том Круз и режиссер Даг Лайман должны были отправиться на Международную космическую станцию на борту одного из кораблей компании SpaceX в октябре 2021 года. Однако этот вылет не состоялся из‑за пандемии коронавируса.

 

 

Вызов принят

 

Специалисты российского телевидения ничуть не отставали от западных коллег, и уже в сентябре 2020 года генеральный директор Первого канала Константин Эрнст заявил о возможности в ближайшее время отправить одного-двух актеров на МКС для съемок нового фильма «Вызов». Режиссером проекта был выбран Клим Шипенко. Стали искать актрису на главную роль. Было подано около трех тысяч заявок, из которых было отобрано 20-30. В итоге выбор был остановлен на кандидатуре актрисы Юлии Пересильд.

 

Сюжет фильма парадоксально схож с тем, что пришлось пройти и пережить его создателям и актерам во время съемок. По сценарию Женя – торакальный хирург – должна быстро подготовиться к космической миссии на МКС, поскольку ей необходимо спасти жизнь заболевшего космонавта. Героиня должна преодолеть свои личные страхи и неуверенность, а также подготовиться к проведению сложнейшей операции в условиях невесомости. Естественно, перед тем как отправиться на орбиту и приступить там к съемкам в космосе, исполнительнице главной роли (как и главной героине) пришлось пройти экстренный курс подготовки к космическим полетам, а настоящий хирург и консультант фильма Олег Куйбида помогал Юлии вжиться в роль Жени уже в качестве врача.

Началась подготовка к самым сложным съемкам в истории кино. Режиссер и его команда проходили интенсивный курс в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина. Они прошли погружение в космическом скафандре в бассейн, изучение оборудования космических кораблей, испытания на центрифуге и в барокамере, сдавали зачеты по действиям в нештатных ситуациях. Кроме того, Шипенко и Пересильд обучались выживанию в условиях дикой природы, в случае если их спускаемый аппарат приземлится в лесу или, скажем, в озере. Кстати, их реальная посадка была показана в конце фильма. Режиссер будущего фильма интенсивно тренировался, развивая силу и выносливость, и в процессе сбросил 15 килограммов веса.

Уже тогда было ясно, что большую кинокоманду в космос не возьмешь. И было принято изящное решение, что в создании фильма будут принимать участие не только двое кинематографистов, но и настоящие космонавты, работающие на МКС, которые исполнят роли самих себя.

 

Камера, мотор, поехали!

5 октября 2021 года в 11:55 по московскому времени команда из трех человек отправилась на МКС на борту корабля «Союз МС-19» со стартовой площадки космодрома Байконур. Вместе с Шипенко и Пересильд во время всего трехчасового полета был опытный космонавт Антон Шкаплеров, который по прибытии заступил на боевое дежурство и вместе с тем принял участие в съемках фильма.

Для Антона на тот момент это был уже четвертый полет. За плечами – 533 суток, проведенных в невесомости, и два выхода в открытый космос. И для него это тоже был еще какой вызов – полностью взять на себя управление космическим кораблем.

Сказать, что эмоции зашкаливали, – не сказать ничего. И у космонавтов, и у работников киносферы, и у журналистов, освещавших старт. Корабль долетел до МКС уже через два витка (оборота вокруг Земли), примерно за три с половиной часа. Это был третий в истории пилотируемый запуск по такой сверхкороткой схеме. Традиционной программой является подъем на протяжении двух суток, в течение которых корабль облетает планету 34 раза.

Еще до прибытия съемочной мини-команды специальный грузовой корабль доставил на борт МКС особый кинореквизит – портативные камеры, световое и звукозаписывающее оборудование, объективы и несколько других экзотических предметов, необходимых для проведения съемок. Среди них, как ни странно, был шлем для игры в регби.

«Шлем очень даже пригодился. В первую очередь Климу Алексеевичу, которому много приходилось летать спиной, а это великий шанс рассечь голову в первые 10 секунд полета», – рассказала Юлия Пересильд.

 

Невесомое киноискусство

После прибытия на космическую станцию режиссеру пришлось заменить практически всю его съемочную группу. Ему не только нужно было быстро адаптироваться к общечеловеческому существованию в космических условиях, но и экстренно осваивать новые навыки в кинопроизводстве. Режиссеру предстояло выполнять роль оператора, гримера и художника-постановщика одновременно.

 

«Камера же не стоит на месте, она поворачивается, движение воздуха все равно присутствует благодаря вентиляции. Я часто этим эффектом пользовался, потому что он создавал интересное ощущение космического дыхания. Или просто слегка отталкивал камеру, давал ей импульс, она немножко крутилась. Этот навык невозможно тренировать на Земле, потому что там камера имеет вес. А в космосе нет», – вспоминает Клим Шипенко.

 

Во время съемки использовали естественное освещение, которое менялось в космических условиях каждые 40 минут и для любых кинематографистов. Это сущий кошмар, даже когда под боком штат из нескольких десятков профессионалов. Когда же специалистов всего двое и одной из них нужно быть в кадре, создание кино превращается в настоящий подвиг. Успевали снять материал только в течение 10 минут, когда свет был идеальным. Потом ждали, когда он вернется. Но это дало и неожиданные преимущества.

 

В этом уникальном фильме зрители могут увидеть, как свет меняется от дня к ночи прямо в кадре. Такие интересные решения возможны только в космосе и недостижимы на Земле без использования специальных компьютерных эффектов.

Тем не менее весь съемочный процесс был огромным испытанием.

 

«В фильме есть сцена, где мы через всю станцию пролетаем, и она вся снята одним кадром. Двигаясь сквозь модули, ты должен непрерывно уворачиваться. Я же не вижу, куда лечу: смотрю в камеру. Это сложная хореография. Потому что я одной рукой камеру фиксирую, а другой фокус кручу. Но оно того стоило. Движение – это круто», – рассказывал Клим Шипенко.

Были и чисто технические проблемы. Дело в том, что в космосе существует так называемый солнечный ветер – радиационный след, который проходит насквозь даже через защищенную станцию и воздействует на кинооборудование, а конкретно на матрицы цифровых кинокамер. В итоге в отснятом материале при просмотре на большом экране обнаруживались битые пиксели. Но с этой проблемой блестяще справилась команда опытных менеджеров проекта на Земле. Каждый день Клим Шипенко отсылал им терабайты отснятого сырого видео, которое они обрабатывали, «латая прорехи».

Съемки в космосе заняли 12 дней. Клим Шипенко, Юлия Пересильд и сопровождавший их в обратном полете космонавт Олег Новицкий вернулись с орбиты на корабле «Союз МС-18». Они достигли земной поверхности в степях Казахстана 17 октября 2021 года. Всего на МКС было отснято 30 часов материала. Итоговая продолжительность материала, созданного в космосе, в финальном монтаже фильма «Вызов» составила около 35 минут.

После успешного завершения космической кинопрограммы команда создателей фильма перешла к более привычной работе – съемкам на Земле. Финальные съемочные дни «Вызова» прошли на Байконуре. Каждая смена длилась от 12 до 16 часов.

 

Киновидение будущего

До сих пор экипажи космических кораблей работают лишь на околоземной орбите, что называется, «под боком» у матушки-земли. Ввиду этого вся система медицинского обеспечения космонавтов построена на возможности быстро вернуть специалиста на поверхность планеты, если вдруг возникнет ситуация, угрожающая здоровью и жизни. Однако что будет, когда человечество начнет осваивать космос по-настоящему, все дальше и дальше углубляясь в его темные пределы? Директор Института медико-биологических проблем РАН, академик Олег Орлов прокомментировал реальную необходимость оказания срочной медицинской помощи в условиях невесомости так:

 

«В свое время, например, разрабатывались варианты оказания хирургической помощи в космических полетах. Межпланетные полеты будут автономными и будут иметь другие принципиальные отличия».

 

Отвечая на вопрос, должен ли быть вырезан аппендицит у космонавтов, которые полетят, например, на Луну, ученый сказал:

«Я уже упоминал, что проблема хирургии в космическом полете не решена. И если бы только аппендицит был. Если мы посмотрим таблицу возможности рисков в развитии тех или иных ситуаций, то я, наверное, соглашусь: аппендицит проще удалить заранее, чтобы этот риск в полете не возник. Но могут возникнуть другие ситуации, требующие хирургического вмешательства. И сейчас для этого у нас есть разные технологические подходы, включая робототехнику. Это важнейшая тема».

 

Слава героев кинокосмоса

«Вызов» был включен в список самых прибыльных фильмов мирового проката в 2023 году, согласно данным портала The Numbers, который и составил этот рейтинг. Бюджет на производство ленты оценивается в феноменальные 1,155 млрд рублей.

По данным Единой автоматизированной информационной системы Фонда кино, картина заработала в кинотеатрах более 1 млрд всего лишь за первые две недели проката. Общие сборы на данный момент составляют около 2 млрд, а ведь прокат еще даже не завершен. Фильм побил все рекорды посещаемости в кинотеатрах, что особенно примечательно в это нелегкое для кинотеатральной отрасли время, а конкурс в вузах на космические специальности буквально рванул в стратосферу. Командир экипажа дублеров, Герой России, космонавт Олег Артемьев отметил: «Этот полет – самая выгодная, самая лучшая инвестиция в будущее нашей космонавтики».

Известно, что любой член экипажа может взять с собой на орбиту какие-то личные вещи, не более одного килограмма. Юлия Пересильд взяла с собой фотографии своих детей, а вот Клим Шипенко захватил с собой в космос майку-талисман с надписью: «Невозможное – это ничто». И для нашего кинематографа после подобного оглушительного успеха ничего невозможного и вправду нет.

 

 

 

 

 

Наш сайт использует куки. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, подтверждаете ознакомление и согласие с Политикой конфиденциальности персональных данных и Пользовательским соглашением.