Тем не менее в советской космической программе случились свои трудности.
К работе были привлечены КБ и НИИ, а также блестящие ученые со всей страны. И все же проектирование ракеты-носителя на базе Р-7 шло очень тяжело. С мая 1957 года началась первая серия испытаний, которая показала ряд серьезных недостатков в конструкции. Протекавший поначалу нормально, первый полет завершился пожаром в одном из боковых разгонных блоков.
Следующий пуск был намечен июнь того же года, но не состоялся из-за поломки уже центрального двигателя. Пришлось сливать все топливо и снимать Р-7 со стартовой позиции.
В июле ракета смогла взлететь, но на 33-й секунде полета из-за замыкания в блоке управления потеряла устойчивость и ушла от заданной траектории.
Четвертый запуск состоялся 21 августа. На этот раз разрушение головной части ракеты, сгоревшей в плотных слоях атмосферы, привело к полному перерасчету теплозащитного покрытия. Изготовить новую ракету пришлось в кратчайшие сроки, и вот уже 27 августа 1957 года в советской печати появилась новость об успешном испытании.
Увы, это еще не означало, что Р-7 была готова к доставке спутника на орбиту.
После еще шести тестовых пусков инженеры поняли, что нужна полная переработка головной части ракеты, которая не выдерживает тепловых нагрузок, а также требует серьезного облегчения, иначе спутник ей не поднять.
В сентябре 1957-го на полигоне разместилась обновленная версия Р-7, которая была на 7 тонн легче и имела полый отсек для размещения спутника в головной части. Все сотрудники космической программы, от главного конструктора до простых техников, с замиранием сердца осознали, что настало время полета на орбиту. В то же время руководители проекта понимали: как и в любом первом опыте в истории человечества, здесь никто не мог гарантировать стопроцентного успеха…