Прокудин-Горский С. М.

Начало ХХ века принято считать временем нечетких и неконтрастных черно-белых фото. И мало кто знает, что уже на рубеже XX века существовала технология создания цветных снимков довольно высокого качества. В России у истоков развития цветной фотографии стоял Сергей Прокудин-Горский – фотограф, которому удалось во всей красе запечатлеть Российскую империю. Он снимал пейзажи и достопримечательности царской России, известных личностей, метеоритные дожди и солнечные затмения. Сам император Николай II был под впечатлением от его работ. Яркие краски и точные детали – это то, что поражает при взгляде на изображения, созданные Прокудиным-Горским, ведь качество работ превосходит многие снимки, сделанные на современном оборудовании. Более того, в период с 1903 по 1916 год Прокудиным-Горским было составлено уникальное собрание цветных фотоснимков «Коллекция достопримечательностей Российской империи», часть из которого сейчас находится в открытом доступе.
 

Первый в России

Сергей Михайлович Прокудин-Горский – фотограф и ученый, изобретатель и общественный деятель, человек, значительно опередивший свое время и по праву считающийся пионером цифровой фотографии в России. Он родился в 1863 году в дворянской семье, окончил Александровский лицей, позже поступил в Санкт-Петербургский университет, однако ушел оттуда. Известно, что некоторое время он обучался в Императорской Военно-медицинской академии. При этом молодой человек активно интересовался живописью и музыкой.

В послужном списке Прокудина-Горского были и госдеятельность, и занятия химией. Но в итоге его серьезно увлекла фотография – уже в 1898 году он вошел в состав фотографического отдела Императорского Русского технического общества (ИРТО). А в 1901 году у него появилась собственная фотомастерская в Петербурге, позже он даже руководил журналом «Фотограф-любитель». Вскоре Прокудин-Горский отправился в Германию, где в Шарлоттенбурге прошел обучение у профессора Адольфа Мите, разработавшего собственную камеру для цветной съемки. 

В декабре 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии. А через три года запатентовал свой сенсибилизатор (вещество, повышающее чувствительность кино-, фотопленок, фотографических пластинок к некоторым цветным лучам), который по качеству значительно превосходил аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе и сенсибилизатор Мите. Состав нового средства способствовал тому, что бромосеребряная пластина становилась одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру и давала лучшую для своего времени цветопередачу.

Цвет и естественность

Технология съемки была одновременно проста и гениальна. С одной и той же позиции фотограф делал три снимка, используя по очереди три вида цветных светофильтров – красный, синий и зеленый. Быстро сдвигая фотопластинку, получалось последовательно запечатлеть три кадра с минимальной задержкой во времени. В результате на одной фотопластинке создавались три негатива, из которых методом контактной печати изготавливался позитив. Поскольку эти снимки производились все-таки не одновременно, такие объекты, как облака, текущая вода, дым, ветви деревьев, движущиеся фигуры и лица, в итоге получались с небольшими искажениями.

Для того чтобы обеспечить максимальную оперативность съемки, а также для снижения риска сдвига аппарата между снимками спуск затвора и освобождение стопора кассеты Прокудин-Горский производил, используя пневматику, а именно – две резиновые груши. 

Один из секретов наполненности жизнью созданных фотографий заключался в том, что ему удалось сократить время выдержки процесса фотографирования до 1–3 секунд. Ранее моделям требовалось сохранять неподвижность значительно дольше – около 15 секунд. 

Стоит отметить, что Прокудин-Горский практически не занимался портретной фотографией. 
Говоря о своих целях в жизни, он всегда подчеркивал, что мечтает запечатлеть в цветных снимках современную ему Россию, рассказать тем самым о ее культуре, истории и модернизации. И все это для того, чтобы показывать в школах на цветных слайдах-диапозитивах подрастающему поколению богатство и красоту страны. Поэтому неслучайно именно Прокудин-Горский считается автором термина «родиноведение.
Просмотреть полученные фотографии можно было с помощью специального проектора, который был оснащен тремя объективами. Каждый из трех кадров проецировался через светофильтр соответствующего цвета. В результате три проекции накладывались друг на друга, давая полноцветное изображение. Такие снимки можно было просматривать не только в виде слайдов, но и печатать на бумаге. Однако технические возможности типографий того времени не позволяли распечатывать снимки в надлежащем качестве, поэтому цветные изображения тех лет были немного расплывчатыми.

Начало славного пути

Одна из первых масштабных фотосессий случилась в 1905 году, когда в ходе путешествия по Российской империи Прокудину-Горскому удалось получить около 400 цветных фотографий различных уголков страны. 

В этом же году Прокудин-Горский поразил всех на заседании Общества фотолюбителей, на котором представил 70 цветных снимков с видами Дагестана и Кавказа, зимними пейзажами, жанровыми картинами, эффектами заходящего солнца. Снимки были очень яркими и реалистичными и вызвали долго не смолкающие аплодисменты.

В 1905 году его проект – съемки России в цвете и издание фотографий в виде цветных открыток – начал финансировать петербургский Красный Крест. И прежде стесненный в средствах Прокудин-Горский продолжил поездки, фотографировал Петербург, Киев, Севастополь, Крым, Новороссийск.

В 1908 году Прокудин-Горский работал в Ясной Поляне – снимал 80-летнего Льва Николаевича Толстого и его усадьбу. Фотографии знаменитого писателя и пейзажи Тульской области были напечатаны в виде открыток и, говоря современным языком, постеров. Они разошлись по всей стране, а их автор получил широкую известность. Кстати, единственный цветной портрет Льва Толстого относится к числу самых ценных и известных фотографий Сергея Прокудина-Горского.

Знаковое событие

В 1909 году случилось событие, ставшее знаковым для фотографа. Он получил аудиенцию у царя Николая II, с тем чтобы выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. Все присутствующие на мероприятии были в восторге, царь лично пожал руку исполнителю. А после Николай II поручил Прокудину-Горскому во всех цветах заснять всевозможные стороны жизни областей, составлявших тогда Российскую империю. 

Фотографу в итоге выдали сразу два специальных разрешения. В первом речь шла о том, что Его Императорское Величество высочайше дозволяет ему пребывать в любых местах независимо от секретности, а фотографировать разрешается абсолютно все, даже стратегически важные объекты. Вторым был указ министра, где было сказано, что все официальные лица должны ему содействовать «в любом месте и в любое время» ввиду особой важности миссии. В планы Прокудина-Горского входило создание около 10 тысяч фотографий старинных храмов, заводов, монастырей и прочих наиболее известных объектов Российской империи.
 
 
Для путешествия Прокудину-Горскому выделили в полное распоряжение помощника по оргвопросам и специально оборудованный пульмановский вагон, в котором имелось все необходимое для жизни, и даже прекрасно оснащенная лаборатория, чтобы была возможность работать со снимками во время движения поезда. 

Для работы на Мариинской системе каналов фотографа обеспечили специальным судном. В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году Прокудин-Горский провел обзор 11 регионов Российской империи. 

За время работы над своим грандиозным проектом Прокудин-Горский отснял несколько тысяч пластин. За этот период технология вывода цветного изображения на экран была отработана практически идеально. Таким образом, была создана уникальнейшая галерея прекрасных снимков.

Но реализовать масштабный проект полностью не удалось из-за революции. Последняя серия фотоснимков была сделана в 1916 году. Множество негативов отпечатали на бумаге в виде цветных фотооткрыток и иллюстраций в книгах. Некоторые работы издали в большом масштабе в виде настенных картин. Качество напечатанных цветных фотографий было удивительно высоким.



В революцию Прокудин-Горский эмигрировал из страны и при этом сумел вывезти 20 ящиков фотопластинок, всего около тысячи снимков – за исключением изъятых у него изображений стратегически важных объектов и снимков царской семьи.

 

Всеобщее достояние

В 1948 году, уже после смерти Прокудина-Горского, его сын в Париже продал эти пластинки Библиотеке Конгресса США (Library of Congress). Превратить их в обычные цветные снимки оказалось весьма затруднительно, в связи с чем они долго лежали в архивах. Только благодаря развитию компьютерных технологий со временем удалось обработать эти фотографии соответствующим образом и показать уникальные виды Российской империи в полном цвете.

Как оказалось, сохранность снимков, а также их детализация и цветопередача просто поразительные. 
Работа, проведенная Прокудиным-Горским, позволяет говорить о том, что история России начала ХХ века фотографически задокументирована гораздо более подробно, чем жизнь других стран аналогичного периода.
В 2001 году Библиотека Конгресса открыла выставку «Империя, которой была Россия», сделав ее общедоступной. 

Всего «Коллекция достопримечательностей России в натуральных цветах» Прокудина-Горского насчитывает 1902 цветные и около 1000 черно-белых фотографий. Их реставрация и обработка продолжается по сей день. А у россиян есть отличная возможность узнать, как выглядела страна, о которой они много слышали, но никогда не видели.

Наш сайт использует куки. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, подтверждаете ознакомление и согласие с Политикой конфиденциальности персональных данных и Пользовательским соглашением.