Зворыкин В.К.

В первой половине XX века к созданию телевидения шли очень многие. Русский инженер Владимир Зворыкин, несмотря на все сложности, сумел создать его основу. Правда, под конец жизни изобретение уже не радовало своего создателя – Зворыкин возмущался тем, во что превратилось телевидение за несколько десятилетий. Но обо всем по порядку.

От механики к электронике

Сегодня телевидение стало обыденностью: в каждом доме есть телевизор, а то и несколько, и телезрителям доступны сотни разнообразных каналов. А ведь всего 100 лет назад дела обстояли совсем иначе. Уже появилось механическое телевидение, позволяющее за счет движущегося механизма и фотоэлемента выводить на экран изображение, но его низкое качество и сложности при воспроизведении заставляли искать другие варианты. Одним из тех, кто занялся этой проблемой, стал уроженец Мурома Владимир Зворыкин (1888–1982). Будучи сыном купца, Зворыкин получил образование, проявив интерес к физике еще в реальном училище, а во время поездок на пароходах вместе с отцом он помогал чинить неисправности в электросети судов. Зворыкин продолжил учебу в Петербургском технологическом институте, где впервые познакомился с «электронной телескопией», став ассистентом Бориса Розинга, уже давно работавшего над передачей изображения на расстоянии. Опыты Розинга определили дальнейшую сферу интересов Зворыкина и положили начало его собственной работе по созданию электронного телевидения.

«Более полезное применение»

Первая четверть XX века стала крайне неспокойным временем для России: на нее пришлись три революции, Первая мировая, а затем Гражданская война. Вряд ли эти условия можно считать подходящими для научных изысканий. Зворыкин уехал в Омск, где поступил на службу в правительство Колчака, и в статусе торгового агента предпринял две поездки в США – там его задачей было договориться о поставках машин и оборудования. 

Когда Зворыкин приехал в Штаты во второй раз, правительство Колчака пало, и русский ученый принял решение остаться в Америке – его не смущало ни незнание английского языка, ни отсутствие средств. Его приняли на работу в компанию Westinghouse, специализирующейся на разработках в области радиоэлектроники, и Зворыкин предложил свои идеи там. Правда, отклика у руководства они не встретили. Вице-президент компании, узнав о том, что русский сотрудник работает над телеприемником, заявил: «Судя по всему, парень толковый, а занимается ерундой. Найдите ему более полезное для фирмы применение». 

К сожалению, он никак не мог прогнозировать, какой фурор произведет изобретение его сотрудника через какой-нибудь десяток лет.

Тем не менее Зворыкин смог совмещать пресловутые «более полезные» дела и движение к своей цели. 

В 1923 году он запатентовал полностью электрическую систему телевидения, а двумя годами позднее – технологию передачи цветного изображения.

Вопрос на 100 тысяч долларов

В 1928 году вице-президент компании RCA Давид Сарнов, эмигрировавший в США из Минска, предложил Зворыкину поработать над устройством, которое позволило бы создать сеть телевещания в масштабах всей страны. И результатом этой работы стал иконоскоп – электронно-лучевая трубка, позволяющая превратить изображение в электрический сигнал и передать его с накоплением заряда. Качество такого изображения было значительно лучше, чем при использовании оптико-механической технологии. 

В 1954 году, провожая Зворыкина на заслуженный отдых, Сарнов вспоминал: 

27 или 28 лет назад я в первый раз встретился с этим молодым человеком, который говорил с тем же самым ужасным акцентом, что и сегодня. Он с увлечением рассказывал мне об изобретенной им электронно-лучевой трубке, о больших перспективах и возможностях ее использования на практике – о создании электронного телевидения… Признаюсь, я почти ничего не понял из того первого рассказа о его изобретении, но я был очень впечатлен этим человеком… просто очарован его убедительностью. Я спросил: «Принимая во внимание все, что вы говорите, скажите, сколько нужно выделить средств, чтобы воплотить ваши идеи на практике? Сколько нужно потратить денег, чтобы появилась реально работающая телевизионная система?» Он хитро посмотрел на меня, глубоко вздохнул и ответил очень уверенно: «Я думаю, 100 тысяч долларов хватило бы». Я уже тогда понимал, что работающая телевизионная система, конечно, стоит 100 тысяч. То, насколько он был прав, стало понятно только теперь.

Как признался Сарнов, потребовались куда большие вложения: прежде чем инвестиции стали окупаться, пришлось потратить более 50 миллионов долларов, но дело того стоило. 

Зворыкин был не единственным, кто разработал такое устройство. Одним из его конкурентов был Фило Фарнсворт, который изобрел диссектор, уступающий иконоскопу в чувствительности и оттого проигравший. Более опасным соперником был венгерский изобретатель Кальман Тиханьи, но запатентовать свой прибор он не смог, так как между ним и Зворыкиным возник спор относительно первенства. Патент в итоге не получил никто, но в пользу Зворыкина сыграла география – в Венгрии изобретение оказалось невостребованным, а иконоскоп, популяризации которого способствовала RCA, начал свое победное шествие по миру. В 1930-х годах во многих странах появилось регулярное телевещание. 

Не только телевидение

Зворыкин не ограничился изобретением телевидения. Перед началом Второй мировой войны он сосредоточился на использовании своих разработок в военной области. В частности, изобретатель работал над телевизионной наводкой бомб и определением расстояния при помощи СВЧ-излучения. Еще одно ноу-хау того времени, прибор ночного видения, тоже не обошлось без Зворыкина. 

Ему удалось создать электронно-лучевую трубку, которая работала в инфракрасном диапазоне, и ночные прицелы. Также ученый приложил руку к разработке бортовых ТВ-систем и приборов наведения. 

Во время войны ученый, до этого не состоявший ни в каких эмигрантских организациях, не смог остаться равнодушным к борьбе СССР против нацистской Германии и в 1943 году стал одним из руководителей нью-йоркского отделения Фонда помощи жертвам войны в Советском Союзе. Из-за этого американские власти на некоторое время изъяли у изобретателя загранпаспорт, хотя в довоенные годы он свободно путешествовал, приезжая со своими лекциями в том числе и в СССР. 

Удалившись на пенсию, Зворыкин возглавил Центр медицинской электроники при институте Рокфеллера в Нью-Йорке. И даже здесь ему удается совершить прорыв. Ученый создал уникальный микроскоп, позволяющий исследовать химические реакции внутри живых клеток, причем изображение воспроизводилось в цветном варианте на телевизионном экране. Еще одной областью медицины, к которой он приложил руку, стало эндоскопирование. Он вместе с коллегами придумал миниатюрную таблетку-радиопередатчик, которая позволяет собрать всю информацию о ЖКТ пациента с минимальными неудобствами. Зворыкин стал, по сути, основателем такого направления, как биоинженерия. 

Телевизионная лихорадка

Появление телевидения стало важнейшим событием в жизни общества. В телеэфир «переехали» выступления политиков и спортивные матчи, концерты и новостные выпуски и, конечно, развлекательные передачи и мыльные оперы. 

Телевидение оказало колоссальное влияние на массовую культуру, стало задавать тренды и формировать взгляды общества, причем куда эффективнее, чем радио. В дополнение к имеющемуся контенту эфир наполнили ток-шоу, способные вознести человека на вершину успеха или, напротив, бесповоротно испортить его репутацию, а вслед за ними на телевидение прорвалась и реклама, без которой сейчас трудно представить любые СМИ. 

Изобретение нашего соотечественника Зворыкина дало старт развитию телевидения во всем мире. Со временем появилось кабельное ТВ, затем спутниковое, цифровое и интерактивное. В последние 20 лет своей жизни Зворыкин преимущественно пожинал заслуженные лавры своих трудов, принимая почетные награды и премии, выступая с лекциями на авторитетных кафедрах и участвуя в творческих научных вечерах.

С одной стороны, изобретатель отзывался о своем детище довольно скептически.

Я никогда бы не позволил своим детям даже приближаться к телевизору. Это ужасно, что они там показывают. Лучшая деталь в телевизоре – это выключатель.

Впрочем, такая позиция вовсе не мешала ему испытывать гордость. Свое последнее интервью Зворыкин дал всего за несколько часов до смерти – он поговорил с журналистами по телефону, вспомнив о самых ярких событиях своей жизни, среди которых, разумеется, было изобретение телевизора, открывшее человечеству новую эпоху. 

Наш сайт использует куки. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, подтверждаете ознакомление и согласие с Политикой конфиденциальности персональных данных и Пользовательским соглашением.