Дягилев С.П.

«Русские сезоны» – самые известные в мире театральные гастроли начала XX века. Под руководством Сергея Дягилева они безоговорочно покорили взыскательную европейскую публику. Знаменитому антрепренеру удалось не только объединить потрясающе талантливых артистов, но и сделать перформанс красочным и запоминающимся – над костюмами труппы работали Коко Шанель, Пабло Пикассо и лучшие художники Серебряного века, а музыку к спектаклям писали знаменитые композиторы. Именно благодаря «Русским сезонам» об отечественной культуре узнали в Америке и Европе. И сделано это было без лишних слов – посредством искусства.

Первый русский продюсер

Создатель «Русских сезонов» отличался многогранностью и обладал уникальным талантом, позволяющим ему предугадывать коммерческий успех и открывать миру новые имена. В Европу Сергей Дягилев возил не только работы русских иконописцев и художников, но и оперу, исторические концерты и балеты. 

Над постановками по приглашению Дягилева работали лучшие танцоры, хореографы и художники. Главной отличительной чертой и визитной карточкой организованных Дягилевым гастролей были изысканные декорации, музыка с национальными мотивами и новаторская пластика исполнителей.

Благодаря этому постановки буквально перевернули весь театральный мир, ведь каждая из них неизменно представляла собой красочное шоу, дополненное роскошными костюмами, умопомрачительными декорациями и потрясающей музыкой.

Сергей Дягилев горел желанием показать зарубежной публике «подлинную Русь» и делал это, не жалея ни времени, ни сил. 

Начало триумфа и первые овации

Перед организацией первых театральных гастролей Сергей Дягилев устроил выставку русского искусства на Осеннем салоне в Париже. Там он представил иконы и полотна XVIII–XIX веков. Особая роль была отведена картинам художников из группы «Мир искусства», в которой ранее состоял и сам Дягилев. 

На выставке европейцы увидели полотна Льва Бакста, Константина Сомова, Мстислава Добужинского, Валентина Серова. Забегая вперед, отметим, что именно они в дальнейшем занимались оформлением многих балетов для «Русских сезонов». 

1908 год ознаменовался открытием «Русских сезонов» – в Парижской опере состоялась громкая премьера первого этапа. На суд зрителей представили костюмированную историческую оперу «Борис Годунов» с Федором Шаляпиным в роли царя Бориса.

Для максимально полного воссоздания духа эпохи особое внимание было уделено оформлению спектакля и костюмам. Успех был грандиозным. Восхищенная публика долго не отпускала артистов со сцены.

Абсолютное признание

Несмотря на удачный старт, Сергей Дягилев понимал, что добиться большего успеха ему поможет другое направление.

Дело в том, что в то время Европа не была избалована фееричными шоу, чаще всего ставили оперу. Поэтому Дягилев, отлично чувствовавший настроение публики, пришел к выводу – наступил тот час, когда мир должен во всей красе увидеть русский балет.

К 1909 году Дягилев собрал балетную труппу, в состав которой вошли талантливые артисты и хореографы Императорских театров Санкт-Петербурга и Москвы. Среди них были Анна Павлова, Тамара Карсавина, Михаил Фокин, Вацлав Нижинский и Ида Рубинштейн. Художниками по костюмам для «Русских сезонов» стали Лев Бакст, Александр Бенуа, Николай Рерих и Валентин Серов, которых с Дягилевым связывала давняя дружба. 

В Париж Дягилев привез сразу пять балетов – «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», «Пир», «Клеопатру» и «Сильфиды». 

Здесь отдельно стоит упомянуть знаменитую голубую афишу, созданную Валентином Серовым. И сам плакат, и изображенная на нем балерина Анна Павлова стали символом «Русских сезонов».

Европейцев восхитила не только Павлова. Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский, Вера Фокина и Ида Рубинштейн моментально покорили французских зрителей. Декорации авторства Александра Бенуа, Николая Рериха и Льва Бакста моментально легли в основу новой моды на все восточное.

Во Франции высоко оценили необычную концепцию «Русских сезонов» – спектакли имели оглушительный успех. 

Новые имена и покорение Лондона

Сергей Дягилев с завидным постоянством открывал и продвигал все новые таланты. После участия в «Русских сезонах» артисты становились известными. Благодаря гастролям мир узнавал о самых талантливых отечественных балеринах и танцорах, художниках и хореографах. 

Например, молодой композитор Игорь Стравинский стал знаменитым после того, как в 1910 году написал музыку к балету «Жар-птица», поставленному Дягилевым. Спустя год спектакль «Петрушка» на музыку Стравинского был настоящим хитом сезона.

Еще одна знаменитость «Русских сезонов» – хореограф Джордж Баланчин. Именно он обновил для Дягилева «Песню соловья» и поставил спектакль «Барабо», в буквальном смысле вдохнув новую жизнь в балетную антрепризу. 

В 1911 году «Русские сезоны», за плечами которых уже был огромный успех, отправились покорять Лондон, где также получили настоящее признание. 

Знаменитые «Русские сезоны» Дягилева, проходившие с 1906 по 1929 год в Европе и Америке, были не просто рекламой русского искусства. Они стали неотъемлемой частью европейской культурной традиции и внесли колоссальный вклад в развитие мирового балетного и оперного искусства. Русский балет, с успехом включившийся в общеевропейский художественный процесс, стал языком культурного диалога между Западом и Россией.

Даже после смерти Дягилева детище всей его жизни продолжало развиваться – по всему миру стали появляться постановки, основанные на русском балетном искусстве. 

«Не совсем-то обыкновенный человек»

Биография Сергея Дягилева похожа на экстравагантный авантюрный роман. Удивительно, но сначала ничто не предвещало громкого успеха.

По сути, стартом новой жизни для него стал 1890 год. В то время юный Дягилев много писал музыку и был уверен, что станет композитором.

Да, я начинаю чувствовать в себе силу и сознавать, что я, черт возьми, не совсем-то обыкновенный человек (!!!). Это довольно нескромно, но мне до этого нет дела. Одно то меня страшит, что я родился в тот век, когда нет ни публики, ни “ценителей, ни судей”.

Все изменилось после его встречи с Николаем Римским-Корсаковым. Сергей Дягилев написал произведение и пришел с ним к композитору. Самоуверенный юноша сыграл несколько своих вещей, надеясь, что мастер согласится стать его учителем.

Римский-Корсаков прослушал и посоветовал не питать напрасных надежд. Произведения он назвал «абсурдными» и честно сказал: 

Если можете заниматься чем-то другим – занимайтесь!

Дягилев вспылил, пообещав, что тот о нем еще услышит. Но вскоре остыл и оставил мысли о музыке.

Законодатель мод

«И что же Вы, уважаемый, здесь делаете? – спросил однажды Сергея Дягилева король Испании Альфонсо во время встречи с известным антрепренером «Русских сезонов». – Вы не дирижируете оркестром и не играете на музыкальном инструменте, не рисуете декорации и не танцуете. Так что же Вы делаете?» На что тот ответил: «Мы с Вами похожи, Ваше Величество! Я не работаю. Я ничего не делаю. Но без меня не обойтись».

У Сергея Дягилева была репутация непотопляемого импресарио и безусловный талант быть успешным. Все начинания Дягилев проводил ярко и с особым размахом. Он часто устраивал провокации в искусстве и всегда стремился к новаторству, часто следуя наперекор сложившимся традициям. Так, «Русские сезоны» способствовали установлению на Западе моды на все русское. 

«Уже в Первую мировую по всей Европе началось увлечение русским костюмом и модой. Сама английская принцесса выходила замуж в кокошнике с бриллиантами и в платье, перефразирующем русские фольклорные традиции», – отмечает историк моды Александр Васильев.

По его словам, можно смело говорить о том, что именно благодаря влиянию дягилевских «Русских сезонов» в моду 1910-х годов вошли шаровары, тюрбаны, женские лифчики, подушки, абажуры. А несколько позже большую популярность получил загар.

 

Имя Дягилева живет

Традиции Сергея Дягилева – открывать новые имена и сочетать разные жанры искусства – продолжаются в Перми, где прошло детство импресарио. Ежегодно здесь организуется одно из знаковых музыкальных событий Европы – Международный Дягилевский фестиваль. 

Впервые он состоялся в 2003 году, сначала проходил раз в два года, а с 2011-го стал ежегодным. 

В фестивале принимают участие наиболее яркие представители современной музыки: композиторы, музыканты, хореографы, артисты. Каждый год здесь представляют мировые премьеры опер, балетов и симфоний, созданных специально для фестиваля. 

Программа фестиваля также неизменно включает панораму выступлений трупп современного танца, художественные выставки, концерты симфонической, камерной музыки, ретроспективу художественных фильмов, фотовыставки. 

Важной составляющей фестиваля являются «Дягилевские чтения». Также проводится первый в культурной истории России конкурс на лучший продюсерский проект – Премия Дягилева.

Наш сайт использует куки. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, подтверждаете ознакомление и согласие с Политикой конфиденциальности персональных данных и Пользовательским соглашением.