Русский балет

Пируэт в вечности

 
 
Пируэт в вечности Классическая школа русского балета пережила уникальный и удивительный процесс развития. От становления при Ланде до периода Шарля Дидло, через «эпоху Петипа» и до наших дней.-2
 

Классическая школа русского балета пережила уникальный и удивительный процесс развития. От становления при Ланде до периода Шарля Дидло, через «эпоху Петипа» и до наших дней. Изначально зародившись в Европе, к концу XIX века иностранный балет практически изжил себя, в то время как русский шел (как и все русское) своим неповторимым путем. Он сохранил не только классические традиции, но и стал триумфом новаторской хореографии, перед которой преклоняется весь мир.

Однако никакое искусство не существует без упорного труда и системного обучения. Первая русская балетная школа была основана в 1738 году в соответствии с указом императрицы Анны Иоанновны. С 1957-го и по сей день она носит имя артистки балета, основоположницы теории русского классического балета Агриппины Яковлевны Вагановой. Школа Вагановой подарила миру таких великих артистов, как Авдотья Истомина, Матильда Кшесинская, Михаил Фокин, Анна Павлова, Галина Уланова, Наталья Дудинская, Юрий Григорович, Рудольф Нуреев и Михаил Барышников.

От Ланде до Дидло

4 мая 1738 года французский танцмейстер Жан Батист Ланде по просьбе императрицы Елизаветы Петровны открыл в стенах Зимнего дворца «Танцовальную Ея Императорского Величества школу». Он начал обучать 12 русских девочек и мальчиков из семей дворцовых служащих, которые привносили в иностранный танец неповторимую русскую самобытность и выразительность. Первая труппа была составлена уже четыре года спустя, а 1 августа 1759 года была торжественно поставлена балет-драма «Прибежище добродетели», имевшая небывалый успех.

 
 
Пируэт в вечности Классическая школа русского балета пережила уникальный и удивительный процесс развития. От становления при Ланде до периода Шарля Дидло, через «эпоху Петипа» и до наших дней.-3
 

Уже в 1783 году указом императрицы Екатерины Великой была создана первая русская оперно-балетная труппа. В репертуаре петербургского Большого театра стали появляться произведения наших авторов: опера Евстигнея Фомина «Ямщики на подставе», балет первого русского балетмейстера Ивана Вальбреха «Новый Вертеп» на музыку Сергея Титова.

Начало XIX века было тесно связано с деятельностью балетмейстера Шарля Дидло. Получив управление петербургской труппой, он провел ряд значительных реформ, повлиявших на технику танца. Его постановки «Зефир и Флора» и «Кавказский пленник, или Тень невесты» отличались особой драматургией, живой актерской игрой и ясностью сюжетных линий.

Артистами – глашатаями этого нового подхода стали воспетая Пушкиным Авдотья Истомина и ранняя любовь Грибоедова – Екатерина Телешева. Благодаря их таланту и яркой актерской игре балет Дидло стремительно занял одно из первых мест в Европе.

«Эпоха Петипа»

Знаковой фигурой русского балета второй половины XIX века стал великий балетмейстер Мариус Иванович Петипа, который обогатил историю этого искусства 46 постановками. Главными в балете он считал артистичность исполнения, грацию и чувственность и фактически создал русский балет международного значения благодаря невиданной гармонии музыки и хореографии. Он отвергал эффекты и яркие постановочные решения, считая их губительными.

 
 
Пируэт в вечности Классическая школа русского балета пережила уникальный и удивительный процесс развития. От становления при Ланде до периода Шарля Дидло, через «эпоху Петипа» и до наших дней.-4
 

При Петипа симфонический оркестр стал действующим лицом постановки, придавая спектаклю законченную эмоциональную окраску, объединяя хореографию и музыку в единое целое. Творческий союз Петипа с легендарным композитором Петром Ильичом Чайковским подарили миру такие вневременные шедевры, как «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица».

Большая роль в глобализации школы классического русского балета также принадлежит артистам – Павлу Андреевичу Гердту и Екатерине Оттовне Вазем. Гердт вошел в историю русского и мирового балета как образец танцевального стиля и исполнительского мастерства на десятилетия вперед, а его постоянная партнерша Екатерина Вазем, хоть и уступала ему в выразительности, в технике не знала себе равных. Занявшись преподаванием, она открыла миру таких прим, как Анна Павлова, Ольга Преображенская, Матильда Кшесинская и Агриппина Ваганова.

«Русские сезоны»

Для остального мира «Лебединое» – это Bolshoi либо Kirov (так там все еще зовут Мариинку), а словосочетание «русский балет» говорит об эффектном выходе за пределы классической культуры. Русский балет – это такое художественное пространство, где на одном крае стоит восточная, русская языческая или старинная европейская экзотика, а на другом – самый острый, самый радикальный эксперимент. Это не вечная балерина в пачке, но нечто острое, непредсказуемое, демонстративно меняющее формы и живое.

 
 
Пируэт в вечности Классическая школа русского балета пережила уникальный и удивительный процесс развития. От становления при Ланде до периода Шарля Дидло, через «эпоху Петипа» и до наших дней.-5
 

Такому образу русский балет обязан, конечно же, проекту Сергея Павловича Дягилева, за которым закрепилось название «Русские сезоны» и который на протяжении 20 лет лихо сметал границы между культурами Востока и Запада. XVIII век «Павильона Армиды» и шопеновский романтизм «Сильфид» соседствовал с дикими «Половецкими плясками», шумановский «Карнавал» – с «Шехеразадой». Все представления «Русских сезонов» оказывались невиданной ранее смесью старинной Европы и несколько фантастической, универсальной Азии, с половцами, жар-птицей и трагическими марионетками «Петрушки».

 
 
Пируэт в вечности Классическая школа русского балета пережила уникальный и удивительный процесс развития. От становления при Ланде до периода Шарля Дидло, через «эпоху Петипа» и до наших дней.-6
 

Команда «Русских сезонов» была блистательна, и все, что она делала, как нельзя лучше отвечало духу времени. Балеты первого сезона 1909 года были поставлены Михаилом Фокиным, оформлены Львом Бакстом, Александром Бенуа или Николаем Рерихом, исполнялись легендарными Анной Павловой, Тамарой Карсавиной, Вацлавом Нижинским, а также Идой Рубинштейн, которая, по сути, была первой дивой балета. «Она просто оживший архаический барельеф», – поражался великий русский художник Валентин Серов, писавший в Париже ее знаменитый портрет.

Сквозь года

Эта антреприза Дягилева началась за пять лет до Первой мировой войны, которую тогда называли Великой, и закончилась со смертью Дягилева – за 10 лет до Великой Отечественной. Но именно в этом молодом, пока еще самонадеянном XX веке и расцвел феномен «Русских сезонов», главным свойством которых была способность дышать в унисон со всем человечеством, чутко реагируя на каждый запрос времени, на малейшее дуновение перемен. В этом смысле их история была прямой проекцией эпохи, ее портретом, метафорическим, но в каком-то смысле документально точным.

 
 
Пируэт в вечности Классическая школа русского балета пережила уникальный и удивительный процесс развития. От становления при Ланде до периода Шарля Дидло, через «эпоху Петипа» и до наших дней.-7
 

Что же касается влияния русских балетов на мировую культуру, то этот вопрос отнюдь не абстрактен. Вопреки расхожему представлению, что «Русские сезоны» – это Париж, сугубо парижским был лишь самый первый, 1909 год. Дальше каждый из сезонов становился развернутым международным турне. Русский балет вживую видели в 20 городах 11 стран Европы, а также в обеих Америках. Он действительно стал частью мировой культуры, причем одной из важнейших ее частей, ее передовым отрядом.

Продолжая развиваться и идти в ногу со временем и в годы Великой Отечественной, когда артисты устраивали представления на фронте и в военных госпиталях, и в послевоенный период, когда обучение нового поколения артистов возглавила Агриппина Ваганова, русский балет вновь грянул на весь мир в середине XX века.

В это же время активно работал хореограф русско-грузинского происхождения Джордж Баланчин, признанный наследник самого великого Мариуса Петипа. Создавая постановки в направлении неоклассики, он всегда стремился к совершенной красоте и соединял классические идеи русского балета с самой дерзкой современностью. Создавая новое в искусстве балета, он тем не менее горячо любил Петербург, балерин на пуантах и музыку Стравинского. Баланчин получил всемирную известность и поставил огромное количество балетов, среди которых «Аполлон», «Симфония до мажор», «Кончерто барокко», «Агон», «Драгоценности».

Майя Плисецкая – величайшая русская балерина, подарившая миру бесконечно восхитительную красоту танца. Она настоящий символ русской культуры, ее имя знали по всей планете, ей поклонялись, писали поэмы и картины. В 1950-е Плисецкая объездила весь мир вместе с труппой Большого театра. Англия, Италия, США – везде ее выступления встречали восторженным потрясением. Майя стала настоящей легендой мирового балета. Она создала собственный стиль танца, ввела в балетную хореографию новые элементы, танцевала с такой страстью и самоотдачей, что зал рыдал и смеялся на ее сольных выступлениях. После «Умирающего лебедя» ее всерьез спрашивали, есть ли кости в ее руках, превращающихся на сцене в настоящие крылья. Но настоящей сенсацией и невероятным фурором обернулась ее «Кармен» в постановке Альберто Алонсо. В спектакле кубинца речь шла о новых для балета темах власти, богатства и роковой страсти.

Вслед за этим, в 1960-е, на балетной сцене «взлетела» карьера великого артиста Владимира Васильева, получившего среди прочих престижнейшую премию Вацлава Нижинского «Лучший танцовщик мира». Где бы он ни солировал: «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Шурале», «Лесная песня», «Конёк-горбунок», «Дон Кихот», «Лауренсия», «Спящая красавица», «Жизель», – везде публика с восторгом принимала Васильева.

А уже в 1970-е наша балетная школа представила миру молодого гениального Михаила Барышникова, стремительно завоевавшего всемирное признание и славу своей пластичностью, полетностью танца и виртуозной техникой, с которыми, по словам знатоков балета, никто не смог сравниться до сих пор.

Настоящее будущее

Время не стоит на месте. Как и любое искусство, балет развивается, дышит, живет, пронизанный духом каждой эпохи, через которую он проходит. Кроме традиционного балетного танца, популярность которого не спадает вот уже почти 300 лет, существуют новые авангардные направления, которые развивают классические идеи в реалиях современного мира.

 
 
Пируэт в вечности Классическая школа русского балета пережила уникальный и удивительный процесс развития. От становления при Ланде до периода Шарля Дидло, через «эпоху Петипа» и до наших дней.-8
 

Тем временем, давно проникнув во все области искусства и общего человеческого знания, русский балет и сегодня продолжает жить, дышать и развиваться в своем уникальном ключе. Куда бы ни попали его зерна, взращенные еще столетия назад, они дают свои уникальные, неповторимые всходы, присущие исключительно русской культуре.

Можно просто и без ложной скромности сказать: русский балет считается лучшим в мире. Его солисты, гордость нашей страны, блистают на всех крупнейших мировых сценах, а хореографы и балетмейстеры работают над спектаклями в самых престижных театрах по всей Земле. Королевский балет Ковент-Гарден, Английский национальный балет, Ла Скала, Парижская опера, Берлинская государственная опера, Баварский балет, Гамбургский оперный театр, на сценах Мадрида, Вены, Пекина, Монте-Карло, Токио, Нью-Йорка – список можно продолжать еще долго!

В любом уголке земли бренд, визитная карточка и гордость России, наследие мирового балетного искусства.

Прекрасный, бессмертный, вечный русский балет.

Наш сайт использует куки. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, подтверждаете ознакомление и согласие с Политикой конфиденциальности персональных данных и Пользовательским соглашением.