Создание самообороны без оружия

Созданное в России на заре прошлого века самбо, или самооборона без оружия, - это явление мирового масштаба, которое намного больше и значительнее, чем просто борьба. Впитав в себя черты десятков единоборств со всего мира, самбо является универсальной системой, сочетающей лучшие броски, болевые приемы и ударную технику, а также философию и коллективный опыт поединков, накопленный на протяжении всей истории человечества. Это же определяет его невероятную, все возрастающую международную популярность и огромный потенциал к укреплению межнационального единства среди борцов.

Хроника любого боевого искусства всегда уходит корнями в создавший его народ. В этом отношении самбо является бесспорным выражением русского национального духа. Рассказ о самбо - это история почти ста лет стойкости, истинного патриотизма и упорной борьбы людей нашей страны за место под солнцем этого мира.

Мастера-основатели

Официально датой рождения самбо считается 16 ноября 1938 года, когда Всесоюзным комитетом по физической культуре и спорту СССР был издан приказ № 633 «О развитии борьбы вольного стиля». Фактическая же история этого боевого искусства началась раньше и неразрывно связана с личностью троих людей, заложивших его основы. Двоих из них звали Виктор Афанасьевич Спиридонов и Василий Сергеевич Ощепков. Третий же появится в истории самбо чуть позже.

Ветеран двух войн (Русско-японской и Первой мировой), москвич Виктор Спиридонов самостоятельно, по брошюрам и учебникам, изучил популярное тогда в Европе джиу-джитсу. После 1917 года он получил предложение от советских властей – заняться обучением инструкторов для рабоче-крестьянской милиции. Спиридонов поставил себе цель - разработать для сотрудников милиции эффективную систему самозащиты, получившую впоследствии название «самоз». Основой нового боевого искусства стал европейский вариант джиу-джитсу с добавлением приемов вольно-американской борьбы и ударной техники бокса и французского савата. Это позволило советским милиционерам невероятно эффективно противостоять разгулу бандитизма в стране того периода. Для продвижения самоз Спиридонов издал три книги (с 1927-го по 1933-й), посвященные подробному разбору изобретенной им методики. Все они предназначались строго для служебного использования внутри органов правопорядка.

В то же время уроженец Сахалина Василий Ощепков, детство и юность которого прошли в Японии, получил степень мастера дзюдо в токийском институте Кодокан (черный пояс ему вручал сам легендарный создатель этого единоборства - Дзигоро Кано), вернулся на родину и стал родоначальником этого боевого искусства в Советском Союзе. Спустя пятнадцать лет, в 1929-м, будучи уже ветераном советской разведки, Ощепков был назначен одним из преподавателей Московского института физической культуры, где стал активно формировать свою авторскую версию борьбы. Ощепков эффективно перекроил знакомое ему традиционное дзюдо, переведя на русский язык названия приемов и отменив весь японский церемониал вроде поклонов и кимоно. В 1931 году за его авторством было опубликовано методическое пособие «Физические упражнения РККА», где была комплексно изложена программа обучения национальному рукопашному бою.

Наследник

Страшно подумать, но из-за ранней смерти Василия Сергеевича в 1937 году все его труды могли попросту исчезнуть. Однако школа великого советского дзюдоиста выжила благодаря его ученику, выходцу из Смоленска Анатолию Аркадьевичу Харлампиеву. Ввиду недавно введенного запрета на дзюдо в СССР он назвал унаследованную систему Ощепкова «борьбой вольного стиля» и продолжил скрупулезно развивать ее, оптимизируя и обогащая новыми техниками. Синтез единоборств продолжался. Следуя заветам учителя, Харлампиев объездил весь Союз, изучая и практикуя национальные единоборства: чидаоба в Грузии, кох в Армении, бухэ барилдаан в Бурятии, гюлеш в Азербайджане и многие другие.

«Национальные виды борьбы нашего необъятного Советского Союза послужили основой для создания большой общей борьбы». Анатолий Харлампиев

С пристальным вниманием изучил он и самоз Виктора Спиридонова, сделав его частью своей новой системы. Будучи прирожденным организатором, Анатолий Аркадьевич сохранил и улучшил завещанное ему боевое искусство в сложной обстановке предвоенных лет. Он пронес самбо через годы Великой Отечественной, где оно прошло настоящее боевое крещение, а обученные ему самбисты-фронтовики внесли решающий вклад в отечественный спорт в послевоенные годы.

В 1947 году по предложению самого Харлампиева «советскую борьбу вольного стиля» официально переименовали в «самооборону без оружия», или «самбо». С этого момента началась история двух его видов, которые существуют и по сей день. Анатолий Аркадиевич рассматривал самбо как целостную систему, разбитую на два раздела: спортивный, являющийся фундаментом, и боевой, включавший надстройку в виде ударных техник, работы с холодным оружием и существенное расширение дозволенных приемов. Вплоть до 1991 года боевое самбо года являлось государственной тайной и преподавалось только для сотрудников силовых структур нашей страны.

Борьба за мир!

Еще до войны Харлампиев активно занялся продвижением спортивной части самбо во всесоюзном масштабе. В довоенные годы удалось провести всего два чемпионата СССР по тогда еще «советской борьбе вольного стиля», в 1939-м и в 1940-м. Продолжилась череда всесоюзных первенств только в 1947-м, а через десять лет новое русское единоборство вышло на международную арену, правда, в форме дзюдоистов.

В 1957 году в Москву для проведения товарищеского матча прибыли венгерские борцы дзюдо. Чтобы приобрести опыт международных состязаний, советским самбистам пришлось надеть дзюдоистское кимоно и выступать по соответствующим правилам. Они одержали победу со счетом 47:1, что доказало абсолютное преимущество самбо в первую очередь над одним из боевых искусств, которое лежало в его основе.

Под влиянием успехов советских борцов секции самбо стали открываться за рубежом. Первая зарубежная федерация появилась в 1957 году в Болгарии. В последующие годы были основаны федерации в Японии, Испании, Греции, Израиле, США, Канаде, Франции и многих других государствах. В 1966 году самбо официально было признано международным видом спорта, и в этом нет ничего удивительного, ведь каждый из членов интернационального спортивного сообщества находил в его гармоничном сочетании традиций и культур что-то свое, интуитивно родное и близкое. Уже в 1973 году прошел первый в истории чемпионат мира, в котором приняли участие спортсмены из 11 стран.

В 2001 году рассекреченное в России боевое самбо тоже было включено в спортивную сферу, и по нему впервые прошло всемирное состязание.

Даже в наше время, обретя невероятную глобальную популярность, самбо продолжает развиваться. Оно дает людям всего мира намного больше, чем просто прикладные навыки физической борьбы. Сотни мужчин и женщин, мальчиков и девочек каждый год впервые облачаются в куртки самбистов не только чтобы развить сильное, гибкое тело, устойчивое к нагрузкам и травмам, но и воспитать волю к победе, способность преодолевать себя и моральную стойкость. В условиях «реальной жизни» они прибегают к приемам единоборств только когда иного выбора не остается. Философия самбо учит не провоцировать конфликты и не проявлять агрессию, а напротив, гасить их, сохраняя внутреннюю уверенность и спокойствие духа.

Будучи самым разнообразным в мире по числу входящих в него техник и приемов, это легендарное русское боевое искусство помогает создать между атлетами всех стран здоровый дух гармоничного спортивного соперничества и ощутить свою причастность к великой семье - семье самбо.

Наш сайт использует куки. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, подтверждаете ознакомление и согласие с Политикой конфиденциальности персональных данных и Пользовательским соглашением.