Федоров (Москвитин) И.Ф.

Нелегко пришлось первопечатнику, создавая книгу под личным пристальным надзором самого царя. Каждая буква вытачивалась вручную из свинца, переплет – из дерева, а «дизайн» страниц требовал тщательной проработки. Хотя качество материалов тогда было лучше, чем теперь. Прошло более 500 лет, а краски в книгах такие же четкие и яркие, как будто залиты вчера.
Март 1564 года ознаменовался поистине знаковым событием – вышла в свет первая печатная датированная книга «Апостол». Издание имело обтянутый сафьяном деревянный переплет с золотым тиснением и латунными застежками. Кстати, внутри был не только текст, но и 48 картинок, на которых изображены переплетенные травы с плодами и шишками. Именно с нее принято вести отсчет истории книгопечатания в России.
 


Не надо думать о том, что до момента появления «Апостола» книг в России не было вообще. Книгопечатанию предшествовала большая эра рукописных книг. Как правило, переписыванием книг занимались в монастырях, и тогда весьма сложно было избежать человеческого фактора. С целью соблюдения церковных норм и минимизации ошибок даже были разработаны основные правила работы для так называемых списателей.

Правда, судя по послесловию к «Апостолу», написанному Иваном Фёдоровым, эти правила были не очень эффективными – книги приходили в негодность по причине невежества переписчиков. Это и послужило поводом задуматься о том, как избежать подобных проблем.
Дорогу прогрессу

Как и во многих других вопросах, движущей силой для начала книгопечатания в стране стал прогресс – печатный станок заработал в России на полную мощность.
 


Стоит отметить, что уже в середине ХVI века на Руси издали несколько книг религиозного содержания – три Евангелия, две Псалтыри и Триодь. Однако они были анонимными, поскольку не содержали указания на издателя.
В 1553 году Иван Грозный распорядился на казенные деньги построить Печатный двор и «изыскать мастерство печатных книг». Спустя некоторое время за дело взялся дьякон кремлевского храма Николы Гостунского Иван Фёдоров.



К сожалению, о его жизни известно чрезвычайно мало. Ввиду того, что фамилии в привычном сейчас виде на Руси тогда не использовались, на выходных данных его изданий он подписывался по-разному: Иван Фёдоров, Иван Фёдорович Москвитин, Иван, Фёдоров сын, из Москвы.
 


Фёдоров был чрезвычайно образован: он знал греческий и латынь, владел искусством переплета и занимался литейным делом.
 

Определяющее влияние церкви

В те далекие времена одной из главных церковных задач было образование, и все учебники так или иначе были связаны с христианскими писаниями. В связи с этим вполне объяснимым является тот факт, что первым изданием была книга, носящая религиозный характер. 

Для печати первого издания выбрали часть Нового Завета – «Деяния и послания апостолов». Эта книга активно использовалась на богослужениях, а также в процессе подготовки священников и для обучения грамоте в церковно-приходских школах.

Государственное издание

От царской воли запустить печатный станок до непосредственной печати прошло почти десять лет. Лишь в апреле 1563 года мастера приступили к процессу печати книги, который в общей сложности занял почти год.
В 1564 году вышла первая русская печатная датированная книга из 534 страниц с 25 строками на каждой – «Апостол». Время, потраченное на подготовку и скрупулезную работу над книгой, себя оправдало: впоследствии исследователи не нашли в книге ни одной ошибки или опечатки.
Печать книги была крайне ответственной задачей. Ивану Фёдорову потребовались помощники – среди них оказался Пётр Мстиславец, которого также называют одним из первых книгопечатников на Руси. 

Процесс книгопечатания оказался сложным и кропотливым – приходилось создавать формы для каждой буквы, отливать свинцовые литеры, создавать замысловатые орнаменты для украшения глав. Более того, сам текст тоже нуждался в проработке. О важности работы говорит тот факт, что за процессом следил лично государь.
Иван Фёдоров сам гравировал и набирал текст. Особое внимание было уделено оформлению и внешнему виду книги.

Начало главы печатник выделял орнаментом, а буквицы и вставки еще и красным – киноварью. Стоит отметить, что в процессе печати тогда использовались очень качественные краски – даже спустя несколько столетий они остались яркими и не выцвели.

Что касается тиража, то всего было выпущено около двух тысяч экземпляров – цифры весьма внушительные для своего времени. 

Мастерство русских печатников тогда по достоинству оценил посетивший Россию итальянский аристократ Рафаэль Барберини.

Дальше – больше

Спустя год после выхода «Апостола» Иван Фёдоров издал сборник молитв «Часовник».

Позже он выпустил еще один вариант «Апостола» и первый русский учебник – «Азбуку», следуя своему жизненному принципу «рассевать семена духовные». Острожскую Библию Иван Фёдоров издал в типографии города Острога в 1581 году.
 
В итоге на Руси книжное дело быстро обрело колоссальные масштабы, что привело к широкому распространению грамотности даже в крестьянских семьях.
Иван Фёдоров является уникальным человеком эпохи Возрождения, тем, кто совершил настоящий просветительский подвиг. Начав свой путь дьячком небольшой церкви, он вырос в настоящего проводника знания и пионера книгопечатного дела
Заслуги Ивана Фёдорова не требуют доказательств – он, без сомнений, достоин народного уважения и памяти как человек, создавший книжную культуру Руси и стоявший у истоков процесса превращения страны в «самую читающую нацию в мире». 

Чуть позже его дело получило широкое распространение в целом ряде государств, соседствующих на тот момент с Россией. 

Уникальный образец

Иван Фёдоров понимал свою роль в истории русской культуры, снабдив свои издания послесловиями, в которых он говорит как Бог и обращается к Богу как равный. Никогда после него ни у одного печатника не было такого высокого самосознания... Он был и остается первым потому, что первым создал печатные книги с таким безупречным искусством», – пишет академик Дмитрий Лихачев, указывая на очень высокое качество «Апостола». 
Академик Дмитрий Лихачев
 Эти слова подтверждает и то, что книга Ивана Фёдорова в итоге стала достойным образцом для его учеников и почитателей, а также всех тех, кто стал продолжателем его великого дела.

Стоит отметить, что в книгах всех русских печатников XVI века отчетливо прослеживаются следы благотворного влияния мастерства Фёдорова. Однако ни одному из этих произведений в итоге так и не удалось превзойти уровень «Апостола» 1564 года – ни в техническом, ни в художественном плане.
На сегодняшний день в мире сохранилось около 70 экземпляров московского «Апостола» Ивана Фёдорова. Большая их часть находится в разных российских городах. Также экземпляры этой книги хранятся в музеях ряда других стран: Великобритании, США, Киргизии, Чехии, Латвии и Украины.

Благодарные потомки

Дополнительным свидетельством большого уважения к памяти первопечатника является тот факт, что Русская православная старообрядческая церковь причислила Ивана Фёдорова к лику святых. Произошло это в 2009 году.

В настоящее время многие предприятия и учреждения, непосредственно связанные с книгоизданием, носят имя Ивана Фёдорова.

В частности, имя первопечатника присвоено одной из старейших российских типографий – «Иван Фёдоров» в Санкт-Петербурге. Московский издательско-полиграфический колледж тоже носит его имя.

А в 2010 году имя Ивана Фёдорова получил Московский государственный университет печати. Такое решение было принято в честь 80-летия со дня основания крупнейшего учебного учреждения, которое специализируется на подготовке специалистов в области полиграфии и издательского дела.
 


Также именем Ивана Фёдорова названы улицы в ряде городов. В память о книгопечатнике даже выпущена юбилейная монета.

Идея увековечить память великого мастера появилась в кругах Московского археологического общества еще в 1870 году. Именно тогда по инициативе ученого Алексея Уварова была организована всероссийская подписка. Участие в ней принимали в том числе и типографские рабочие. Сбор денег продолжался долгие 39 лет.

В Москве в 1909 году был установлен бронзовый монумент Ивану Фёдорову. Его создал архитектор Иван Машков. За основу был принят проект преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Сергея Волнухина.

На небольшом постаменте, над которым возвышается фигура Ивана Фёдорова, указана дата выпуска первой печатной книги – 19 апреля 1563 года и знак «И. Ф.» на бронзовом диске – своего рода экслибрис, которым первопечатник помечал свои издания. На обратной стороне пьедестала выбиты слова Ивана Фёдорова из послесловия к изданной им книге:

«Первее нача печатати на Москве святые книги»
 

и девиз:

«Ради братии моих и ближних моих».

Наш сайт использует куки. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, подтверждаете ознакомление и согласие с Политикой конфиденциальности персональных данных и Пользовательским соглашением.