Он из породы тех людей, которых не назовешь иванами, не помнящими родства, потому что по крупицам собирает материалы о прошлом, занимается увековечиванием памяти писателей-фронтовиков Алтайского края, ищет места их захоронения, собирает биографические архивы.
Герману Шнайдеру профессия была уготована самой судьбой. В доме его отца-краеведа частыми гостями были историки, писатели, художники, музыканты, библиотекари. И разговоры, конечно же, часто велись на исторические темы, в большинстве случаев по купечеству города Бийска и истории литературы Алтайского края. Наслушавшись рассказов и легенд отца и знатока истории города, организатора археологических и этнографических экспедиций в Горный Алтай Бориса Хатмиевича Кадикова, Герман пристрастился к чтению книг по краеведению и биографиям.
Сначала он занимался историей купечества, но эта тема его полностью не затянула, а делать что-либо без полной выкладки души он не мог. Герман считал: чтобы быть профессионалом в какой-либо теме, нужно любить ее всем своим существом, жить ею и в ней, и не от случая к случаю, а ежедневно, ежечасно.
Второе дыхание открылось, когда они с отцом устанавливали памятную мемориальную доску писателю-фронтовику Ивану Алексеевичу Жолобову, который в годы войны руководил партизанским отрядом, а после служил в органах государственной безопасности. Личность весьма интересная и незаслуженно забытая на Алтае. С помощью директора музея нашли могилу писателя, привели ее в достойный вид. Но самое главное, им удалось закрыть множественные белые пятна в биографии писателя-чекиста.
Эта работа подтолкнула к составлению справочника «Некрополь литераторов Алтая». Подобного издания в России еще не было.
Замысел полностью реализовался: в издании не только фотографии писателей и биобиблиографические справки, но и, самое главное, карты кладбищ с точным обозначением на них могил писателей Алтая и фотографии надгробий. Справочник необычайно ценен тем, что является подтверждением того, что память о достойных людях нашего государства жива и чтима.
В период составления «Некрополя» обнаружили, что многие могилы писателей-фронтовиков остались, к сожалению, без присмотра – или родственников не осталось в живых, или они теперь далеко живут от Алтайского края. Естественно, встал вопрос: как с ними быть? Выход оказался простым – Герман ежегодно бросает друзьям и студентам клич «пройти тропою памяти», то есть проехать по кладбищам и почистить, подправить могилы писателей-фронтовиков.
«Современная молодежь в большинстве радует сознанием патриотичности, целостности духа, верой в государство. Ребята ездят со мной по кладбищам по родственности духа, с осознанием важности дела, так сказать, по зову сердца и, не побоюсь высокопарности, совести».
Уход за могилами – это только одна из составляющих работы по сохранению памяти. Как журналист, Герман много работает с архивами и другими учреждениями, в которых может храниться информация о писателях-фронтовиках. Например, в минувшем году удалось поднять на поверхность имя забытого на Алтае писателя-фронтовика Бориса Орлова. Он стоял у истоков создания Алтайского отделения Союза советских писателей. Как-никак, а у Бориса Орлова на Алтае было издано три книги. Еще в его биографии есть примечательный аспект – он состоял в творческой переписке с Борисом Пастернаком.
Также на основе собранных материалов написаны и изданы в книжной серии «Имена Алтая» очерки о писателях-фронтовиках. Они написаны на основе нового, ранее неизвестного материала.
Материалов накопилось много – на каждого писателя заведено отдельное дело. Герман сказал по секрету, что параллельно со сбором информации пришлось заняться сбором предметов и вещей советской эпохи, чтобы при написании очерков знать жизнь не из книг, а соприкасаться с ней вживую. Они послужат созданию небольшого музея предметов прошлого.
Как часто бывает, история сопряжена с мистикой и легендами. Есть такой случай и у Германа.
Могила писателя, ветерана войны Николая Павлова заросла кленами и кустарниками. Волонтеры почистили в оградке – вырубили, выпилили, выкопали и не обратили внимания на такие моменты: то топорик из рук вылетит, то ножовку пережмет, то вдруг веткой хлестнет. Недели через две-три – контрольный заход. Около часа по кладбищу кружили – не могут найти могилу Павлова. Вот вроде бы здесь должна быть, а нету. И тут все моменты, произошедшие в период чистки могилы, всплыли в памяти. «Папа тогда обращается к покойному, – вспоминает Герман. –Николай Васильевич, ты, наверное, обиделся на нас, что мы все деревья у тебя вырубили, и не хочешь нас видеть? Прости, пожалуйста, мы же хотели, как лучше, чтобы у тебя чисто было, чтобы люди издалека видели твое надгробие». Я поворачиваю голову и – вот она, могила Павлова! Ну как это назвать»?
Вот и работает Герман со товарищи, чтобы «не обижались» на наше поколение люди достойные, но уже ушедшие, чтобы жила о них память, чтобы помнили молодые люди историю своего народа, своей родины, любили ее, собирали и сохраняли имена и наследие.
Герман убежден: «Русичи – сильная нация, и наша задача – подтверждать это не только словами, но и делом».