О чем сегодня болит душа?
В гжели происходит смена поколений. Художники, еще заставшие промысел в том виде, в котором он был в 70–80-е годы, либо уходят на пенсию, либо вообще из жизни. Сейчас нужна новая молодая плеяда. Конечно, в нашей команде молодежь есть, и практиканты из художественных училищ приходят толковые и талантливые, но все же процент мастеров, приближающихся к пенсионному возрасту, преобладает. Я оптимист, и не на пустом месте, я вижу людей, понимающих, что сегодня требуется все больше сотрудников, умеющих работать руками, а не сидеть в офисах. Мы активно занимаемся с молодежью, а у меня опыт большой – еще в 80-е по поручению руководства завода открыли с коллегами художественную школу при заводе, где мы готовили себе смену. Первые месяцы обучаем новеньких работе именно с нашим промыслом, передаем секреты художественного мастерства. Я всегда за то, чтобы молодого художника вели старшие, знаю, как это важно, потому и рассказываем о каждом из творческих работников в публичном пространстве. Сам начинал с победы на конкурсах самого высокого уровня – это очень стимулирует творческую натуру.
Работаю с молодыми и понимаю: все в хороших руках, ничего не случится, традиция попадает в руки тех, кто любит это дело. Это очень важно. И мы стараемся, чтобы на всю жизнь.
Художник – профессия мирная, но сегодня должен с энтузиазмом трудиться и тыл. Чем могут быть полезны люди творческих профессий?
Художники на переднем крае уже давно. Я имею в виду настоящих художников, в частности, тех, кто работает в народных промыслах. Сегодня просто какое-то катастрофическое нашествие так называемых живописцев, которые, прикрываясь некой креативностью и научившись неумело смешивать стили, выдают это за народное или какое-то другое псевдоклассическое творчество. Неплохо, когда появляются новые веяния, но не те, что деформируют народное искусство так, что его потом не узнать. Зигзаги и геометрия без растительных орнаментов вполне приемлемы в дизайне, но к нам это не имеет никакого отношения. Абстракционизм в живописи возник не сегодня, и одна из его задач – размывать людские мозги, а значит, убивать национальную культуру. Это задача тех, кто желает уничтожить границы государств, создав пространство для господства транснациональных корпораций. Плюс эта кучка людей активно пытается внушить большинству совершенно безумные ценности, которые именует идеалами гуманизма. Художники нашего профиля как раз и есть те защитники, которые должны организовывать какой-то заслон как внутри себя, так и в своем сообществе. И здесь не все так просто.
А почему вы выбрали профессию художника?
Не поверите – детская лень подтолкнула. Мне казалось, что если стану художником, то у меня будет много свободного времени. Нарисуешь что-нибудь – и свободен. Мой отец любил рисовать и меня к этому привлекал. Я занимался оформительством и в школе, и в армии, понимал, что смогу освоить эту профессию. Учился на декоратора-рекламоведа, потом поступил в художественное училище им. Васнецова, где изучал и художественный процесс, и технологии, а затем пришел на гжельский завод. А здесь ни о какой лени не могло быть и речи, да я об этом и не думал. По молодости порой задерживался на работе до полуночи, сейчас тоже рано не ухожу, нередко бываю в выходные – это ведь мой дом. Почему? Потому что так жить интересно, ведь хобби совпало с профессией.