Родители звезды российского туризма – люди обычных профессий. Мама – бухгалтер, папа – инженер. С просветительской или преподавательской деятельностью, культурой, искусством и сценой никто из родни не был связан. Все это Любовь Репина совместила для себя в одной уникальной профессии – экскурсовод.
Все началось в детстве. После окончания начальной школы Люба попала в гуманитарный класс, который, по ее словам, оказался очень сильным. Там оказались «сливки» из ребят, кому были интересны литература, история, география и прочие науки, связанные с развитием человеческой цивилизации.
Любовь, что повлияло на формирование вашей личности больше – семья или школа?
В моем случае роль школы невозможно переоценить. Нашей классной руководительницей оказалась потрясающая женщина, преподаватель истории Ефимова Ольга Глебовна. И уже это само по себе стало подарком судьбы. Классная не просто сочно и в красках преподавала нам свой предмет, но и стала настоящей второй мамой, наставником, другом. Ольга Глебовна смогла привить своим ученикам интерес к нашей традиционной культуре. И сделала она это в легкой форме, понятной подросткам. Мы постигали азы не по учебникам, вернее, не только по учебникам. Например, наша классная дама смогла договориться с профессиональными археологами (а наш Углич последние 30 лет раскапывают специалисты из петербургского Эрмитажа), чтобы они взяли старшеклассников на настоящий раскоп в качестве практикантов. Мы, еще недоросли, имели счастье работать под руководством подвижника в деле отечественной археологии Сергея Владимировича Томсинского. Это человек невероятной харизмы, умнейший дядька, потрясающий учитель. Только одной этой встречи с лихвой хватило бы, чтобы влюбиться на всю жизнь в историю и археологию.
Томсинский Сергей Владимирович
– российский историк, археолог, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
Древнерусская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа была учреждена в 1989 году как Угличская и переименована в 2003 году в связи с предполагаемым завершением цикла исследований Угличского кремля и посада и переходом на другие средневековые памятники Волго-Окского междуречья.
Начальник экспедиции – ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры С. В. Томсинский; начальник архитектурного отряда – Е. А. Турова (с 1992 года).
Источник: официальная группа VK «Русь Киевская»
Вы приходили на раскопки после занятий в школе?
Нет. Это была летняя практика – кто-то парты мыл, кусты подстригал, заборы красил, а я искала артефакты под руководством ведущего научного сотрудника отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. Мне было всего 16 лет, и я как губка впитала дух искателя, исследователя, ощутила радость от находки, которая пряталась от человеческих глаз полтысячи лет, а то и больше.
То есть ваш класс проводил летнюю практику «благородно»?
Да, на всю жизнь у нас осталось представление о научном подходе, практические навыки раскопок. После археологической практики Ольга Глебовна запустила новый проект: два года класс углубленно изучал краеведение. Увы, но я не посетила ни одного занятия. Это был факультатив, он проходил по субботам, а я в юные годы сибаритствовала и свои законные выходные посвящала приятным для меня вещам – чтению художественной литературы, прогулкам, встречам с друзьями, катанию с горок зимой, в конце концов. Все что угодно, но только не факультатив в законный выходной. И вдруг в конце мая я узнаю, что по факультативу будет зачет. А затем можно сдать экзамен на экскурсовода и летнюю практику пройти в качестве гида. Ой, что делать?
Да, и что вы сделали?
Я стала готовиться и оказалась в закоулках краеведческого музея. Там я ощутила (натурально носом) запах старины, увидела иконы, предметы, росписи на стенах… Есть люди, которые фанатеют от запахов, тактильных ощущений. Вот я оказалась из этой породы. Я душой, а не головой поняла: мое! И вот тогда у меня все сплелось в целостную картину – что я люблю и чего хочу. В итоге я выучила курс, сдала экзамен, и в моих первых корочках от 1998 года записано «экскурсовод».
УГЛИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
Угличский музей принадлежит к числу старейших музеев России. Его открытие состоялось 3 (15) июня 1892 года и сопровождалось пышными торжествами, на которых присутствовали члены царской фамилии – Великий князь Сергей Александрович и его супруга Великая княгиня Елизавета Федоровна.
Созданный по инициативе угличского купечества и названный Музеем отечественных древностей, он с самого начала сформировался как учреждение общественное, «являясь достоянием города». Размещался в Палатах удельных князей (ред. на фото) и передавался в ведение Императорского Московского Археологического общества. Заведование музеем поручалось особому Комитету, в составе которого в том числе были ярославский губернатор А. Я. Фриде – председатель и угличский предводитель дворянства Я. С. Колмогоров.
В настоящее время Угличский музей располагается в пяти зданиях на территории Угличского кремля и на центральной площади. Его коллекции насчитывают более 30 тысяч экспонатов основного и научно-вспомогательного фонда. В их числе собрание древнерусской живописи, деревянной скульптуры, живописи и графики XVIII–XX веков, оружия, нумизматики, предметов декоративно-прикладного и народного искусства, материалы, отражающие историю Углича и Угличского края. Музеем осуществляется активная выставочная работа. В 2008 году Угличский музей вышел на международный уровень, проведя выставку икон в итальянском городе Тревизо в окрестностях Венеции.
С 24 декабря 2004 года Угличский историко-художественный музей преобразован в Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей.
Источник: Угличский музей «История музея».
Отрывок.
Автор В. А Колганова
Что потом?
Потом практика. Новый для меня род деятельности – экскурсии для чужих людей по родному Угличу.
Как это было?
Теплоходы с туристами всегда швартовались в Угличе. Люди приезжали образованные, многие с гонором, а я была всего лишь закомплексованным подростком. Сначала было страшно, а потом страшно интересно.
Как вы вспоминаете свой первый опыт?
Первые экскурсии – это коктейль волнения, страхов, смятения. Зачастую хотелось провалиться сквозь землю, но когда экскурсия заканчивалась, у меня оставалось невероятное послевкусие. Знаете, когда ты обладаешь знаниями, делишься с людьми и видишь, чувствуешь, что людям это интересно… Это непередаваемо. Наверное, актер театра не может жить без сцены по схожим ощущениям. Работая с людьми, нужно выкладываться, и не только физически. Необходимо тратить внутренние силы, все, что есть в душе. Когда по окончании экскурсии люди благодарят, то такая невероятной силы энергия возвращается обратно, что говорить об этих ощущениях на одном языке можно только с выдающимися лекторами и артистами. Простому человеку трудно объяснить то, что не имеет научного объяснения.
Возвращаясь к началу интервью, можно резюмировать, что классная руководительница оказалась тем импульсом, который задал направление на всю жизнь?
Еще папа. Без его влияния из меня могло выйти что-то совсем иное. Папа привил мне любовь к чтению книг. У него всегда была отличная библиотека. Я росла на приключенческой литературе, исторических романах, военной беллетристике. Тяга к чтению и любовь к правильным книгам, художественной литературе были заданы мне отцом. В средних и старших классах у меня начал формироваться интерес к исторической литературе. Древний Египет, Древняя Греция… Затем стало любопытно разбираться в русских записях и летописях. Как пазл складываешь из разных кусочков, и в голове рождается полная картина.
Куда вы пошли учиться после школы?
Я оказалась отступницей. По окончании гуманитарного класса я видела себя только филологом, на худой конец журналистом, но никак не экономистом. В общем, мечтала о филфаке, а поступила на экономический. К удивлению многих, у меня нет профильного высшего образования. Сказались обстоятельства непреодолимой силы.
Что это были за обстоятельства, если не секрет?
Если одним словом, то мама. А если подробнее, то обстановка в 90-е была такая, что выбирали профессию не по душе, а ту, где платили побольше. Мама хорошо знала жизнь и надавила на меня, желая только добра, конечно. Было сказано, что учителя зарабатывают мало, меня ждут нужда и нищета, поэтому нужно идти по ее стопам – в бухгалтерию. Женщина она с сильным характером и своего добилась, несмотря на то у меня уже были сданы все экзамены на филологический.
Расскажите о своем вузе, о студенческих годах.
Рассказывать нечего. Училась я хорошо, по-другому не умею. Что тут рассказывать? Хотела учиться филологии и преподавать литературу, а зубрила бухучет. В итоге стала неплохим специалистом и даже достигла высот на поприще финансов. Не могу сказать, что это был тупиковый путь. В 21 год я стала руководителем планово-экономического отдела, а в 25 лет – главным бухгалтером. Это серьезные должности для мира экономики и финансов. В этой отрасли у меня 15 лет стажа, но в выходные я продолжала проводить экскурсии, а потом вернулась в родное сообщество навсегда.
Экскурсия – это всегда чинно и культурно? Или бывают курьезные случаи?
Расскажу об одном таком. Есть удивительный город в Ярославской области – Мышкин. К мышам он никакого отношения не имеет, но местные креативщики задались целью раскрутить ничем не примечательный (кроме названия) городок, и им это удалось. Сейчас это не последняя точка на туристической карте России. Так вот, в начале нулевых в моде были выездные корпоративы. Московская публика выезжала из столицы в провинцию поглазеть – как люди живут и богатеями себя почувствовать. 29 декабря приезжают в Углич люди уже навеселе, румяные такие, довольные – не скучали четыре часа от Москвы. На последнем ряду кто-то спит. Мне сообщают: пили всю ночь, гуляли всю ночь до утра, а Василий перебрал, и его донесли до автобуса на руках и погрузили в бессознательном состоянии. Так он и доехал до Углича. Ну с кем не бывает, пускай спит дальше. Я показала группе родной город, мы пообедали и поехали в Мышкин. А Вася все это время спит. В Мышкине группа ушла с местным гидом, а я осталась в автобусе ждать экскурсантов. Вдруг сзади что-то завозилось. Я обернулась – тело пробирается по проходу между рядами, покачиваясь, приближается и задает вопрос: «Девушка, а где здесь ближайшая станция метро»? «Примерно 300 километров, – отвечаю. Мужчина бледнеет и уточняет: «А где я?» «В Мышкине». «А где это?» «В России!» – не без сарказма отвечаю я. Это самый приличный из курьезных случаев. Другие рассказывать нельзя.
Город Мышкин
Старинный город Мышкин расположился на левом, относительно высоком берегу реки Волги в Ярославской области. История основания и создания населенного пункта Мышкин уходит в седые века.
По одной из легенд, он был основан в том месте, где прилегшему отдохнуть с дороги князю удалось чудесным образом избежать смерти. Мышь, не то специально, не то спасаясь от верной гибели, пробежала по его лицу, когда князь спал. Разбуженный князь хотел наказать дерзкую мышь, но вдруг он увидел лежащую рядом змею. Та приготовилась к броску, чтобы напасть на него. Избавившись таким образом от угрозы, князь основал на месте своего спасения церковь и укрепления, а рядом с ними появились и поселения обычных жителей.
Город Мышкин расположился на левом берегу Волги на пути между Рыбинском и Москвой. Добраться сюда можно или на автомобильном транспорте, или же на туристическом теплоходе в теплое время года. Причем обе автомобильные дороги в Мышкин проходят по берегам Волги.
Одним из самых посещаемых и культовых музеев в городе является объединение заведений, которые всячески культурно обыгрывают тему мыши. Здесь вы не только увидите разные образы мыши, оформленные в игрушках, скульптурах, вышитых экспозициях, но и даже при удачном стечении обстоятельств сможете принять участие в культурных мероприятиях, посвященных данной тематике: фестиваль, иные театрализованные представления.
Источник: Моя география (в сокращении)
Как вы оказались в Твери?
В Твери я оказалась по семейным обстоятельствам. Вышла замуж за тверитянина и переехала к мужу. Здесь я стала «счастливой мамой двоих детей» – так, кажется, инстадивы это называют. На новом месте я поняла, что и здесь хочу заниматься любимым делом – проведением экскурсий. Однако сначала стала искать работу по дипломной специальности. В сфере экономики и финансов я достигла неплохих высот, но когда тверской работодатель узнавал, что я мама двоих малышей, то обещал перезвонить и не перезванивал, как это водится.
И тогда я спросила себя: а хочу ли я всю жизнь заниматься цифрами ради заработка или все же не тратить свою неповторимую и драгоценную жизнь на то, что мне не нравится?
И вы пошли работать гидом?
Вы как-то очень просто себе это представляете. Вот так взять и пойти можно только разнорабочим, а экскурсионная деятельность требует подготовки, сертификации и прочего. В тот момент проявил себя Господин Великий Случай. Я открываю интернет, вбиваю фразу «курсы экскурсоводов в Твери», и интернет выдает, что завтра начинаются курсы в Твери. Я немедленно звоню и успеваю заскочить в последний вагон. Становлюсь ученицей, а затем и выпускницей курсов. Почему случай? На дворе стоял 2016 год, и те курсы оказались последними по сей день. Представляете? Уже шесть лет таких курсов нет! А теперь скажите: если это не судьба, то что?
Я бы могла забраться в интернет с запросом на день позже, и моя жизнь сложилась бы иначе.
Что вы можете назвать главным достижением в своей профессиональной деятельности?
Здесь без вариантов. На сегодня мое главное достижение – это то, что я через все тернии стала «Лучшим гидом России – 2021» по мнению Федерального агентства по туризму. Награду мне вручала глава ведомства. Для меня это как олимпийская медаль для спортсмена или «Оскар» для артиста. Три года я шла к этому титулу. Это было непросто. Сначала нужно было стать три раза подряд лучшим гидом Тверской области, чтобы иметь возможность поехать состязаться на федеральный уровень. Два раза на общероссийском конкурсе я проиграла и только с третьей попытки смогла одержать победу.
Теперь можно почивать на лаврах?
Ни в коем случае! Иначе это конец. «Лучший гид России» – это не потолок, просто главное на сегодняшний день достижение. Я стала весьма узнаваема в профессиональных кругах, но меня ассоциируют исключительно с Тверью. Для меня это узкие рамки. В России масса городов, которые я хочу показывать людям. А еще есть конкурс Русского географического общества, где тоже можно попробовать потягаться с коллегами за первенство, и на следующий год я собираюсь туда поехать и стать лучшей.
У вас был момент внутреннего самоутверждения, когда вы поняли, что можете претендовать на звание лучшей?
Наверное, нескромно, но я достаточно рано это поняла, хотя в первый год шла на экскурсию, как на добровольный эшафот. Однако уже тогда крупные московские операторы звонили в Углич и говорили: «Нам нужна только Любовь, другие варианты мы не рассматриваем». Вот тогда я поняла, что я неплохой специалист. Я всегда говорю «неплохой», поскольку нет предела совершенству. Как только ты сказал, что я – классный гид, я – идеал, это значит, что ты отказываешься от дальнейшего роста. В итоге остается катиться по инерции, а вернее, скатываться вниз, деградировать.
Моя самооценка окончательно закрепилась в Твери. Когда в мае 2020 года был задуман проект «Нескучные гиды», чтобы помочь людям не сойти с ума во время изоляции в пандемию, мы стали проводить бесплатные онлайн-экскурсии. То есть я брала телефон и шла по Твери, по Торжку, по Угличу, Старице, Осташкову… Зрители были в восторге! Смотрели граждане России и русскоязычный мир, который разбросан по всем континентам. Люди стали писать: вы такая невероятная, мы такого еще не видели, вы неподражаемая… Конечно, от этого хочется жить, это мощный стимул. Главное, не успокаиваться. Как только ты сказал себе, что ты – крутой и круче только горы, то все – возгордился и пропал. Когда пошли комплиментарные отзывы и стали говорить: «После вас мы никого больше не можем слушать и не хотим», то я поняла, что это высокий уровень. Хотя повторюсь в который раз: нельзя возгордиться, иначе конец.
Ваш стиль окончательно сформировался в Твери?
Думаю, что да. Мои экскурсии уже в Угличе заканчивались аплодисментами (не могу не похвастаться, гиду это очень приятно, как и артисту). Но вот окончательное понимание, что я хочу быть только гидом и больше никем, пришло именно в Твери. У меня здесь большой процент возвращения туристов.
Есть и поклонница-рекордсменка – женщина, которая приезжала ко мне 15 раз. Она объехала все мои программы, некоторые по два раза, и уже требует от меня новые.
У гида и учителя есть схожая проблема – из раза в раз, годами повторять одно и то же. Возникает автоматизм, появляется формальный подход. Для вас такая проблема существует?
У меня чувства не притупляются и автоматизма не возникает. Да, выгорание может произойти – хороший экскурсовод отдает много душевных сил своему делу.
Бывает, ты уже пятисотый раз рассказываешь про балы Екатерины или убийство царевича Дмитрия, но тот человек, который стоит перед тобой, слышит это впервые, и ты не имеешь права рассказывать тускло, потому что турист приехал издалека послушать эту историю от тебя.
У меня другая проблема. Если бы я показывала только Тверь, то, наверное, перегорела бы. К счастью, у меня в обойме больше 10 городов, не считая природных достопримечательностей. То есть у меня меняется картинка и не успевает приедаться. Когда я еду на «дальняк», то просто делюсь знаниями. Например, три часа рассказываю про Великую Смуту, что не входит в план экскурсии, но близко по теме. А еще я постоянно читаю. Видели бы вы мою библиотеку! Я непрестанно докупаю и докупаю целыми шкафами. У меня столько книг! И понадобятся в работе еще и еще. Если ты постоянно пополняешь багаж знаниями, любишь свою работу, то никогда не доведешь себя до автоматизма.
Вы увлеченный человек. Пробуете передать свою страсть молодым людям, которые могут стать гидами или просто просвещенными людьми?
В работе с молодежью есть свои нюансы. С подростками нужно говорить аккуратно, корректно, но на их языке. Например, я могу сравнить популярного рэпера с кем-то из исторических персонажей и знаю, кто сейчас в топе молодежных плейлистов. Сама я не фанатка, но по разу прослушала модные треки, чтобы понимать, чем сейчас увлечены юноши и девушки.
С молодежной аудиторией я иногда допускаю подростковый сленг. Но одновременно я говорю им об истории как о важной научной дисциплине. Я согласна с теми, кто доказывает, что в истории все циклично. Примерно раз в 100 лет все моменты повторяются. Если вы оглянетесь, то поймете, что ученые правы, и сможете в какой-то степени предсказывать будущие процессы.
Что для вас любовь к родине?
Любовь к родине для меня – это естественное чувство. Это неотъемлемая часть меня самой, моего ощущения этого мира. Свой отпечаток накладывает и профессия. Каждый экскурсовод, который любит свою работу, не может не любить родину. Как можно хорошо рассказывать о том, что ты не любишь? Скажите, как? У меня образное мышление, поэтому каждый город России я представляю в виде одного колечка большой кольчуги. Крепкой, непробиваемой кольчуги. Если одно звено убрать, кольчуга перестанет быть такой крепкой, а если убрать ряд, то она вообще развалится.
Честно говоря, про свой патриотизм, любовь к родине я ничего объяснить толком не смогу. Это все идет из души, когда я восхищаюсь тем или другим городом, даже совсем запущенным. Например, Осташков. Вот он убитый весь донельзя. А я говорю: друзья мои, давайте посмотрим другими глазами – через призму XVIII–XIX веков. Это замечательное место удивительных людей – героев своей эпохи, тружеников, пахарей, купцов и рыбаков… Это нужно любить! Все эти поля, леса, озера, истоки великих рек. Среднерусская равнина – колыбель современной российской цивилизации. Это наше, родное, это в геноме. Я очень люблю читать стихи Есенина, когда мы едем по Тверской области и видим эти классические пейзажи – поля, стога, перелески... У меня есть стихотворения на все времена года, и когда люди выходят из автобуса со слезами на глазах, мне кажется, что они больше стали любить родину. По крайней мере, мне очень хочется в это верить.
Давайте вернемся к молодежи. Как привить им не только интерес, но и настоящий, а не квасной патриотизм?
Любить родину нужно учить аккуратно. Согласитесь, если сильно давить на личность, а они сейчас все личности, то может надломиться. Личность нужно формировать с элементами индивидуального подхода, но в коллективе. Приезжают очень разные люди. Был девятилетний мальчик в форме солдата какого-то полка с доскональным знанием оружия того времени и терминологии. Шпарил как из пулемета цифрами, фактами, датами про военные операции и т. д. А до этого был мальчишка, который все знал про 700-летнюю династию Рюриковичей.
Бывает и так, что в группе совершенно равнодушные дети, которых ничего не интересует, но нужно найти «кнопку», аккуратно нажать на нее и получить результат. Нельзя давить, что ты ДОЛЖЕН родину любить – и точка!
Я считаю, что должен быть комплексный подход. Экскурсии по родному городу – это замечательно, но мало. Молодежь нужно приобщать через приключения, через путешествия. У ребенка должно случиться событие на каникулах, и он его запомнит на всю жизнь. К детям в школы должны приходить талантливые лекторы просто так, вне системы оценивания. Ребята должны развиваться в рамках программ внутреннего туризма. Уроки России – когда человек не просто едет в Лихославль, а познает там что-то, пробует на вкус, постигает азы мастерства, ремесла. У нас ведь что ни город, то потрясающая история. Идеальный вариант, когда история заходит через игру, когда ты средневековый витязь, а одноклассница – столбовая дворянка. Подросток должен примерить на себя ту жизнь. Через костюм, через действие, через квест, как элемент познания. Человека нужно легко подтолкнуть, направить, а не пихать в заранее заданном направлении.
Я знаю еще один вариант, самый эффективный, наверное, но он не каждому по силам. Поисковики. В Тверской области есть деревня Холмец в Оленинском районе. Там работает поисковый отряд, и детям можно работать с 14 лет. Там совсем другие ребята. Они наши, настоящие. Я убедилась в этом лично. Им вообще ничего не нужно внушать про патриотизм, это будет лишним.
А еще, памятуя о своих детских впечатлениях, я приношу на экскурсии всякие штуки. Чертовы пальцы (белемниты), например, или кованые гвозди XVI века, еще что-то и вручаю ребятам. Вот гвоздь дарю и объясняю, как его ковали, какой человек держал его в руках, а теперь, через 400 лет, держишь ты, человек XXI века. И вот через такие тактильные ощущения интерес, уважение к предкам и рождается у маленького экскурсанта любовь к родине. А потом у него дома лежит этот кусочек истории и не дает покоя нормальной, пытливой душе, заставляет развиваться.
Вы настолько погружены в работу, что не могу не спросить: как родные и близкие относятся к вашей деятельности, которую и работой-то нельзя назвать, скорее, образ жизни?
Мой близкий круг – это экскурсоводы. Они все понимают. А вот приятели, далекие от моей работы, спрашивают: а разве у нас в Твери есть что посмотреть? Я как раз для таких однажды организовала бесплатную экскурсию. Пришли 600 (!) человек. Слава Богу, я догадалась позвать троих коллег, и мы этот отряд разделили на четыре группы по 150 человек. Ого, говорили люди по окончании, оказывается, и у нас есть что посмотреть!
Что касается семьи, то дети и муж привыкли, что мама всегда работает. Час после того, как я прихожу домой, меня никто не трогает. Дети все понимают. А вот приятелей становится меньше. Обсуждать бытовые вещи мне стало не так интересно, как биографию Малюты Скуратова, например.
У вас есть человек, на которого хочется равняться? Есть гид – образец для подражания?
Гида нет, но образец для подражания есть. Мне всегда очень нравилась ведущая Первого канала Екатерина Андреева. Я очень хотела быть похожа на нее и пыталась копировать ее интонацию, манеру подачи и внешне походить на нее. Она очень красивая и талантливая, я и сегодня восхищаюсь ею не меньше, чем в школьные годы в конце 90-х.
Какие у вас планы?
Далеко я не загадываю. В ближайших планах освоить малые города Подмосковья. Нужно получить аккредитацию и расширить свой личный список городов. Это ближайшая цель.
Что вы посоветуете будущим экскурсоводам?
Не бояться. Мои друзья, которым я предлагала и кто начал заниматься этим делом, мне очень благодарны. Один во Владивостоке, второй в Казани. Они сейчас работают гидами и кайфуют от своей работы. Не нужно бояться вопросов. Не бойтесь! Знать все на свете нереально, поэтому если не сможете ответить, то постарайтесь отшутиться, а потом выяснить ответ на сложный вопрос. Любите профессию, вливайтесь в нее и придумайте фразочку, которая отвадит особо пытливых экскурсантов. У меня такая есть.
Поделитесь?
Приходите на экскурсию и постарайтесь задать вопрос, на который я не найду ответа.