– Вы отправились в июле?
– Да, на 10 дней, но велели взять и теплые вещи тоже – впереди Северный полюс. А легкие нужны были внутри корабля, тем более на палубу мы выходили не так уж часто, не тусили там. Отправились из Мурманска, куда прибыли финалисты проекта «Ледокол знаний» со всех концов России – из Владивостока, Анадыря, Москвы, Сочи, Саратова, Нижнего Новгорода и других точек – 66 школьников. Дошли до Северного полюса через Землю Франца-Иосифа, там постояли день – высадились на дрейфующую льдину, погуляли, посмотрели, развернулись – и обратно. Перед выходом на льдину полтора часа ждали, пока профессионалы протопчут для нас тропинки, чтобы не провалиться в какую-нибудь полынью, и чтобы подготовить фотографов и дроны, потому что снимали все очень подробно. С нами еще была группа из Национального парка «Русская Арктика» – люди с ружьями, чтобы на нас не напали медведи, а они вполне могли быть рядом. Говорят, были случаи, когда они вплотную подходили к группам туристов.
– Каким тебе запомнился арктический пейзаж?
– Пасмурное небо, и границы между небом и землей не видно, вдалеке все просто белое. Шел достаточно густой снег. Я бы не сказал, что было холодно, максимум минус пять. Я лепил снеговика, а он чуть не растаял. Мы устроили самое быстрое кругосветное путешествие – хороводом прошлись вокруг воображаемой земной оси.
– А в целом в путешествии что больше всего запомнилось?
– Атмосфера на ледоколе, потому что мы много общались – и школьники между собой, и с учеными тоже. Запомнилась отличная научная образовательная программа и сами эксперты, очень дружелюбные, общительные. Они готовы были с нами говорить и в неформальной обстановке тоже, причем не только на научные темы. И за окном постоянно было красиво. Кому-то может показаться, что всего одна картинка перед глазами. Да, там море, лед, снег, но все такое чистое, совсем без людей, и на это реально можно смотреть вечно, то есть можно очень долго наблюдать, как ледокол просто идет по морю, разрезает волны, лед ломает. Нельзя найти похожие льдины, и постоянно что-то меняется: льдины появляются и исчезают, а также тюлени с тюленятами. Прямо перед посещением Северного полюса, примерно в полночь, мы наткнулись на огромное пространство с тюленьими лежбищами. Животные были близко от ледокола – плавали, лежали, убегали от корабля, и маленькие, и большие. Никто из нас не спал, все высыпали на палубу, снимали и кричали: «Смотрите, смотрите – тюлени!»
– Какие ученые были на корабле?
– Разных специальностей, но такие живые! Раньше при слове «ученый» я, как, наверное, и многие другие, представлял какого-то седого профессора, сухого, в очках, который днями и ночами корпит над своими трудами. Но с нами в поездке были люди другого склада, они по-дружески могут о многом рассказать. Хотя они и старше нас, но на второй день общения мы перешли на ты – была атмосфера отличного взаимодействия. Я думал, что ученые скучные и замкнутые, просто читают лекции, но на самом деле они такие же, как все. Мне понравилось, что все они практики. Был, например, археолог, который постоянно на раскопки ездит определять каких-то животных по костям. Был специалист по искусственному интеллекту, популярный видеоблогер Ян Топлес и другие. И рассказы их были нескучными и нестандартными, в основном это не теоретические выкладки, многие больше делились собственным опытом – где были, что в экспедициях видели. Или, например, нам включили фильм «Ледниковый период», и историк с зоологом разбирали, что в нем достоверно, а что вымышлено. Темы лекций и их подача были необычными, и нам все интересно и понятно объясняли. Было также время задавать вопросы. Иногда за самый интересный давали приз. Кому-то достались книги путешественника, исследователя, бывшего директора музея Арктики и Антарктики Виктора Ильича Боярского, которые он подписывал сам.