Нет смысла в знаниях, которыми не делишься

Егор Карпушин – победитель образовательно-краеведческого проекта «Юный полярник», ученик 9-го класса московской школы № 285 им. В. А. Молодцова. Ему всего 14, а он уже успел побывать на Северном полюсе – получил такую возможность за победу в образовательно-краеведческом проекте «Юный полярник», который инициировал председатель Мосгордумы Алексей Шапошников.

Почему бы не попробовать?

– Егор, когда ты начал интересоваться Арктикой и почему?

– Мне интересны новые темы, и когда появился такой необычный проект, я подумал, почему бы себя не попробовать и в этом, хотя на тот момент особым фанатом Арктики не был. В итоге меня затянуло в эту достаточно интересную историю, я вошел во вкус, пошел вглубь, и у меня получилось дойти до конца. Конечно, первоначальные, заложенные школой знания об Арктике были – о ее первопроходцах, о климате и животном мире. Я знал, например, что там красивая, хотя и не очень разнообразная природа – все-таки арктическая пустыня, там обитают белые медведи, нарвалы, моржи, белухи, тюлени.

 Чем тебя заинтересовал проект о Северном полюсе?

– Наш лектор – ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ Фёдор Александрович Романенко – так интересно рассказывал, что не заинтересоваться было невозможно. И материал интересный, и подача. А после лекций, а нам рассказывали об исследователях Арктики, мы получали задания для каждого очередного тура. Так и двигались вперед.

– Слушая рассказы об отважных путешественниках-полярниках, какие их важные качества ты отметил для себя?

– Все они очень целеустремленные люди, а потому могли добиться поставленных целей, поступательно прикладывая все свои усилия и используя все имеющиеся возможности. И им всегда везло, а удача, как известно, в любом деле очень важна, а в таком особенно. И это при том, что у некоторых не хватало средств на нормальный корабль, у многих экспедиций были проблемы с финансированием, и приходилось буквально выживать. Но им очень хотелось быть первооткрывателями и послужить России.

– Что тебе помогло победить в конкурсе?

–  Думаю, те знания, которые дали лекции, и то, что я выкладывался по-настоящему: писал сценарии, репортажи. Мне, правда, нравилось, поэтому я и желал добиться результата.

Гёте, Булгаков, Шекспир

–  Ты любишь много читать – редкий интерес у молодых людей сегодня. Как у тебя получается?

– В детстве я много занимался дома с бабушкой – мы много читали, учили стихи, поэтому у меня, наверное, и память хорошая, и я быстро все схватываю. Читать я рано научился – к шести годам уже много чего прочел, мне всегда это нравилось – и продолжаю в том же духе.

 

– Какая литература тебя интересует?

– В основном художественная, хотя интересна и научно-популярная. Из классики мне нравится Михаил Булгаков с его «Мастером и Маргаритой», «Фауст» Гёте, люблю Шекспира. А еще книги польского писателя-фантаста Анджея Сапковского, автора «Властелина колец» Джона Толкина и романы Джоан Роулинг о Гарри Поттере.

– Когда узнал, что отправишься в путешествие на ледоколе, какие чувства пробудились?

– Я не ожидал, что завоюю первое место, никаких планов не строил, и поэтому все свалилось, как снег на голову. Я, разумеется, обрадовался – такая возможность возникает, прямо скажем, не каждый день, а потому радость, удивление от того, что получилось.

– А когда стало понятно – едешь, что рисовало воображение?

– Не поверите, до самого отъезда – ничего, я ведь даже не представлял, как выглядит ледокол. Я не ожидал увидеть такую громадину, хотя нам и говорили, что наш ледокол «50 лет Победы» – самый большой из действующих атомных. С берега он выглядел нереалистично, даже не верилось, что мы туда попадем. Но если снаружи это металлическая глыба, то внутри все по-домашнему комфортно и уютно – деревянный пол, в каютах занавески. Я был приятно удивлен.

Смотрите, смотрите – тюлени!

– Вы отправились в июле?

– Да, на 10 дней, но велели взять и теплые вещи тоже – впереди Северный полюс. А легкие нужны были внутри корабля, тем более на палубу мы выходили не так уж часто, не тусили там. Отправились из Мурманска, куда прибыли финалисты проекта «Ледокол знаний» со всех концов России – из Владивостока, Анадыря, Москвы, Сочи, Саратова, Нижнего Новгорода и других точек – 66 школьников. Дошли до Северного полюса через Землю Франца-Иосифа, там постояли день – высадились на дрейфующую льдину, погуляли, посмотрели, развернулись – и обратно. Перед выходом на льдину полтора часа ждали, пока профессионалы протопчут для нас тропинки, чтобы не провалиться в какую-нибудь полынью, и чтобы подготовить фотографов и дроны, потому что снимали все очень подробно. С нами еще была группа из Национального парка «Русская Арктика» – люди с ружьями, чтобы на нас не напали медведи, а они вполне могли быть рядом. Говорят, были случаи, когда они вплотную подходили к группам туристов.

– Каким тебе запомнился арктический пейзаж?

– Пасмурное небо, и границы между небом и землей не видно, вдалеке все просто белое. Шел достаточно густой снег. Я бы не сказал, что было холодно, максимум минус пять. Я лепил снеговика, а он чуть не растаял. Мы устроили самое быстрое кругосветное путешествие – хороводом прошлись вокруг воображаемой земной оси.

– А в целом в путешествии что больше всего запомнилось?

– Атмосфера на ледоколе, потому что мы много общались – и школьники между собой, и с учеными тоже. Запомнилась отличная научная образовательная программа и сами эксперты, очень дружелюбные, общительные. Они готовы были с нами говорить и в неформальной обстановке тоже, причем не только на научные темы. И за окном постоянно было красиво. Кому-то может показаться, что всего одна картинка перед глазами. Да, там море, лед, снег, но все такое чистое, совсем без людей, и на это реально можно смотреть вечно, то есть можно очень долго наблюдать, как ледокол просто идет по морю, разрезает волны, лед ломает. Нельзя найти похожие льдины, и постоянно что-то меняется: льдины появляются и исчезают, а также тюлени с тюленятами. Прямо перед посещением Северного полюса, примерно в полночь, мы наткнулись на огромное пространство с тюленьими лежбищами. Животные были близко от ледокола – плавали, лежали, убегали от корабля, и маленькие, и большие. Никто из нас не спал, все высыпали на палубу, снимали и кричали: «Смотрите, смотрите – тюлени!»

– Какие ученые были на корабле?

– Разных специальностей, но такие живые! Раньше при слове «ученый» я, как, наверное, и многие другие, представлял какого-то седого профессора, сухого, в очках, который днями и ночами корпит над своими трудами. Но с нами в поездке были люди другого склада, они по-дружески могут о многом рассказать. Хотя они и старше нас, но на второй день общения мы перешли на ты – была атмосфера отличного взаимодействия. Я думал, что ученые скучные и замкнутые, просто читают лекции, но на самом деле они такие же, как все. Мне понравилось, что все они практики. Был, например, археолог, который постоянно на раскопки ездит определять каких-то животных по костям. Был специалист по искусственному интеллекту, популярный видеоблогер Ян Топлес и другие. И рассказы их были нескучными и нестандартными, в основном это не теоретические выкладки, многие больше делились собственным опытом – где были, что в экспедициях видели. Или, например, нам включили фильм «Ледниковый период», и историк с зоологом разбирали, что в нем достоверно, а что вымышлено. Темы лекций и их подача были необычными, и нам все интересно и понятно объясняли. Было также время задавать вопросы. Иногда за самый интересный давали приз. Кому-то достались книги путешественника, исследователя, бывшего директора музея Арктики и Антарктики Виктора Ильича Боярского, которые он подписывал сам.

Главное – желание

– С кем ты подружился из ребят?

–  У нас были отряды по 12 человек. Наша группа очень тесно сдружилась, после поездки продолжаем общаться в «Телеграме». Все ребята общительные. Думал, что буду замкнутым, но сама атмосфера располагала к очень теплому общению.

– А кем ты хочешь стать и почему?

– Хочу стать писателем и уже пробую себя – пишу рассказы, которые пока стопочкой лежат, а статьи, написанные для школы, выставляю на всеобщее обозрение. Есть у меня также мысль стать журналистом, который ездит по миру в составе научных экспедиций. Мне было бы интересно этим делиться с читателями, потому что нет смысла в знаниях, если они только у тебя. Рассказы мои на самые разные темы, под настроение – может быть что-то грустное, а может веселое. Все это с углублением в человеческие эмоции. Там есть вымышленные персонажи, в которых я зачастую либо что-то свое добавляю, либо черты других знакомых мне людей.

– Кому рассказывал об арктическом путешествии?

– В первую очередь домашним, они ждали и задавали очень много вопросов. Рассказал все от начала до конца – много разных историй у нас было. Десять дней всего лишь прошло, а было о чем рассказать. И с ребятами в классе делился, они тоже интересовались.

– Красивая у нас страна, необъятная. А что такое, по-твоему, патриотизм?

– Это желание человека помочь родине каким-то образом. И еще гордость за нее, когда стараешься помочь двигать свою страну вперед, желать, чтобы она всегда была первой. Но, самое главное, что-то для этого конкретное делать самому, а не просто рассуждать.

– Может ли 14-летний человек уже что-то сделать для своей страны?

– Может, конечно: в каких-то проектах участвовать, конкурсах, предлагать конструктивные идеи. И помогать своему городу, например, стать волонтером, а у них дел предостаточно. Главное, чтобы было желание помогать людям, стране, своему городу.

Наш сайт использует куки. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, подтверждаете ознакомление и согласие с Политикой конфиденциальности персональных данных и Пользовательским соглашением.