Главное – найти себя

Олег Блинов – космонавт-испытатель, человек, который любит постоянно постигать новое. Свой профессиональный путь он начал в Кировском профтехучилище № 5, продолжил в Кировском военном авиационном техническом училище по специальности «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей», затем окончил Вятскую государственную сельскохозяйственную академию с получением диплома инженера-механика, а вслед за этим получил степень магистра в Московском авиационном институте (МАИ). Сейчас Олег – аспирант МАИ.

Сегодня он – начальник лаборатории по созданию комплексных тренажёров перспективных транспортных кораблей Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.

В 2021 году приступил к осуществлению своего «космического» полёта, став командиром международного экипажа изоляционного проекта «SIRIUS-21» по имитации полёта в дальний космос длительностью 240 суток.

Творить – значит летать

– Олег Владимирович, после полёта Юрия Гагарина в космос чуть ли не каждый советский мальчишка мечтал стать космонавтом. А у вас была такая мечта?

– С самого раннего детства у меня была мечта летать на самолёте: собирал модельки и вместе с ними «планировал» по двору, всегда сопровождал взглядом редко пролетающие и уходящие вдаль стальные машины. И желание реализовалось – стал авиатором, а затем прошёл отбор в отряд космонавтов. Первый полёт человека в космос был действительно чем-то невообразимо захватывающим. Мечта об авиации всегда вдохновляла, и я шёл к ней целенаправленно. Когда столкнулся с пилотируемой космонавтикой, погрузился в эту тему настолько, что моё желание летать переросло в более амбициозные планы покорения высот.

– Получается, полёт привлекает вас, прежде всего, как состояние?

– Прежде всего, меня привлекает полёт мысли и состояние, связанное с ним. Полёт мысли, полёт самолёта – это ведь нечто высокое, не приземлённое, свободное, постоянное состояние непринуждённого барражирования на просторе. Это самое комфортное для меня состояние и эта потребность реализовывалась как раз на пути в авиацию. И ещё полёт мысли для меня связан с изобретениями, потребностью творить, когда просит душа – это и есть летать. Когда я совершал первые свои полёты на вертолёте, ощущал, что лучше в жизни ничего нет – я знаю, в чём моё призвание. Это та романтика, которая мне даёт возможность почувствовать, что я в жизни получил то, к чему стремился.

– Вы ещё и романтик, а всю жизнь работаете с техникой, как это совмещается?

– Не соглашусь, что машины – нечто бездушное, у них тоже есть характер. Думаю, они чувствуют, как к ним относятся и реагируют на это. Общения с моим окружением – я о людях – достаточно, в этом мне очень везёт – где бы ни оказался, всегда рядом настоящие профессионалы, у которых есть чему поучиться.

На Луну и обратно

– Вы в магистратуре МАИ изучали связи с общественностью?

– Да, это был интересный период, где усвоил организацию взаимодействия в аэрокосмической отрасли. И этот опыт помог мне выстраивать отношения с экипажем в ходе эксперимента «SIRIUS-21». В рамках проекта моделировались условия длительного пилотируемого космического полёта с целью изучения медико-биологических и психологических проблем, связанных с изоляцией и ограничением пространства человека. В течение 240 суток экипаж выполнял задачи «лунной» миссии. Конечно, 8 месяцев находиться с одними и теми же людьми в замкнутом пространстве непросто, тем более с представителями разных стран (Россия, США и ОАЭ), разных религий и разной ментальности.

– Сложнее всех, наверное, было вам – ведь именно командир должен разруливать возникающие трения, если не конфликты?

– Конечно, это нелегко. Но, учитывая, что нас всех связывало желание работать и дойти до конца, как бы ни было сложно в смысле общения, находили общий язык. Да, был этап притирки, но мы не допускали перехода на личности, соблюдали профессиональную этику, что позволяло эффективно работать. Всё это очень важно для профессионала. Все понимали, если возникает конфликт, это сказывается на всём экипаже, а, значит, негативно влияет на весь процесс работы: быстрее утомляемся, возможен риск ошибок. Решали возникающие проблемы путём открытого диалога, не допуская нарастания негодований внутри экипажа.

– Какие черты вашего характера помогали разрешать конфликты?

– Я умею выслушать и относиться к людям с пониманием, по натуре я – человек дружелюбный и в большинстве случаев стремлюсь создать благоприятную атмосферу для общения. Я не сторонник скоропалительных выводов, стараюсь разобраться, почему возник тот или иной конфликт. Нам предстояло взаимодействовать вместе 8 месяцев, при этом у нас было общее – радости, успехи, сложности, конфликты, которые легче прожить в условиях терпимости и взаимопонимания. Поддерживать единую модель совместного комфортного пребывания помогало выполнение совместных экспериментов.

– А что SIRIUS дал лично вам?

– Я получил очень большой опыт в части самопознания. Сказывалось лишение внешнего информационного взаимодействия, понимание, что рассчитывать в любой ситуации могли только на собственные знания и умения при выполнении медицинских, микробиологических, физиологических и операционно-технических задач. Это отличная школа! Молодёжи, которая привыкла во всех случаях жизни пользоваться подсказками из интернета, со всей ответственностью смело скажу: «Больше рассчитывайте на личный багаж, в жизни всякое может случиться».

Путешествия – по выходным

– Космонавты – это ведь особые люди. Какими качествами они должны обладать? Кого берут в космические отряды?

– Профессия космонавта действительно особенная, она даёт возможность общения с большим спектром специалистов, учёных, которые готовят покорителей Вселенной к проведению экспериментов в изоляционной миссии или на международной космической станции. Чтобы стать космонавтом, необходимо специальное образование, отличное физическое и психическое здоровье, а ещё предельно важна мотивация, непреклонное желание идти по этому пути, причём не ради «корочки» или карьеры, а для непосредственного участия в космических полётах. Это должно быть очень осознанное, идущее изнутри стремление. А вот необходимые личные качества – это эрудиция, целеустремлённость, способность хорошо усвоить материал, трудолюбие, доброта, честность.

– Много ли мальчишек, да и девчонок сегодня мечтают о космосе?

– Ребят школьного возраста немного, но молодёжи от 20 до 30 предостаточно. А видно их потому, что сами по себе они очень активные – интересуются многим, вершиной их желаний может быть полёт в космос. Правда, рекомендую начинать пораньше, чтобы идти по намеченному пути сразу со школьной скамьи и получить профильное образование, устроиться на работу в профильную организацию или иметь профессиональные компетенции, к тому же желательно определиться с семьёй и основными жизненными приоритетами. И, повторюсь, должна быть очень осознанная мотивация, а не просто вспышка интереса.

– Многие ли молодые люди интересуются научными знаниями о космосе и на чём основан сегодняшний подход к популяризации этих тем?

– В моей юности всё, связанное с космосом, было далеко от тех мест, где я жил. В 18 лет посчастливилось встретиться с легендарным вятским космонавтом Виктором Петровичем Савиных в Музее К. Э. Циолковского в Кирове. Встреча побудила меня, курсанта военного училища, погрузиться в тему пилотируемой космонавтики. Спустя длительное время, приобретя опыт работы в Центре подготовки космонавтов и получив знания из первоисточников, начал образовательную и популяризаторскую деятельность. Теперь передаю школьникам, студентам и заинтересованным взрослым приобретённые опыт и знания в сфере космонавтики.

– Звёзды, планеты и прочая космическая жизнь – это, конечно, всё загадочно, грандиозно и очень интересно. А что вы любите на Земле?

– По натуре я – исследователь и мне очень нравится путешествовать. Практически каждые выходные семьей садимся в машину и отправляемся наслаждаться достопримечательностями и красотами природы, выбирая всё новые и новые места – поездки дарят вдохновение. Каждый вечер после работы обязательно обсуждаем с супругой, как прошёл день, строим планы. Я больше всего люблю лес, я ведь из лесных краёв, где ели, сосны, берёзы. От родного или похожего обязательно энергетически подпитываешься. Конечно, путешествуем и по местам, которые интересны и приятны моей жене, любим открывать для себя и новые интересные уголки. Вот, например, побывали в «марсианских» ландшафтах после моего возвращения с «Луны». Это заброшенные песчаные карьеры в Подмосковье, взял туда самодельный скафандр и бродил по «планете», исследуя её футуристичный рельеф.

– А хобби у вас есть?

– Полноразмерное скафандромоделирование. Поскольку это ручная работа, она требует новых решений, и варианты каждый раз меняются. Это действительно очень затягивает. Сейчас активно занимаюсь аддитивными технологиями. Во время изоляционного эксперимента «SIRIUS-21» у меня был 3D-принтер и система для проектирования. За время «лунной» миссии я выполнил множество заданий организаторов, а также реализовывал свои задумки, находя в этом возможность психологической разгрузки.

Наш сайт использует куки. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, подтверждаете ознакомление и согласие с Политикой конфиденциальности персональных данных и Пользовательским соглашением.