Идём с положительным вектором

Москве чрезвычайно повезло, да что там Москве – всей нашей стране, потому что нигде в мире нет аналогов детскому музыкальному театру с ласковым названием «Домисолька». Стараниями его создателя и художественных руководителей – Ольги Юдахиной и Ивана Жиганова – эта музыкальная планета детства вот уже 32 года подряд выпускает в большой мир ни на кого не похожих талантливых успешных молодых людей. В чем секрет успеха? Об этом рассказ создателей театра.

Москве чрезвычайно повезло, да что там Москве – всей нашей стране, потому что нигде в мире нет аналогов детскому музыкальному театру с ласковым названием «Домисолька». Стараниями его создателя и художественных руководителей – Ольги Юдахиной и Ивана Жиганова – эта музыкальная планета детства вот уже 32 года подряд выпускает в большой мир ни на кого не похожих талантливых успешных молодых людей. В чем секрет успеха? Об этом рассказ создателей театра.

Откуда есть пошло

– Если в 90-е годы «Домисолька» была спасительной пристанью для детишек, лишенных родительского внимания, то что значит этот уникальный музыкальный театр для детей сейчас?


Ольга Юдахина: Да, в 90-е страшного было много. На прослушивании дети лихо пели «Черный бумер» и «Владимирский централ» – полулагерная-полубандитская культура считалась чуть ли не нормой.

Иван Жиганов: А потом, к счастью, пошел катарсис – ребята начали петь мелодичные детские, а не бандитские песни. Бывает, правда, что и сейчас что-то несуразное прорывается, но крайне редко. В любом случае и тогда, и теперь дети – отражение атмосферы в семье, и радует, что нынешние мамы и бабушки все чаще демонстрируют хороший вкус и правильный выбор. Возможно, дети стали чуть больше читать. Правильные телепрограммы (их, правда, немного) пытаются вернуть детей в лоно фантазии, а не потребления готового продукта, который им предоставляют гаджеты. Когда же история «Домисольки» только начиналась, Ольге, конечно, было тяжело, и начинала-то она одна, я подключился позже. Для проекта хорошо, что мы оба максималисты, причем во всем. Когда наш тандем сложился, мы стали ставить перед собой самые высокие планки, со временем превратив кружок в окружном Дворце творчества в настоящий самостоятельный театр «Домисолька». Жаль только, что не продолжила свою жизнь одноименная авторская телепрограмма на Первом канале, где Оля обучала ребят музыкальной грамоте. Ничего подобного после ее закрытия на нашем телевидении так и не появилось.

– Видимо, это ваши с Ольгой Леонидовной корни.

Ольга Юдахина: Конечно, корни не дают возможности выбора – ты много знаешь и многое понимаешь. Моя прабабушка занималась детским домом, бабушка была директором детсада, и меня тоже в педагогику занесло. Я видела, как бабуля любит свое дело, болеет им, к тому же она еще воспитывала детей своих родственников, репрессированных в 30-е годы прошлого столетия. А какие в детском саду были музыкальные занятия! Ведь бабушка – несостоявшаяся из-за своего благородного происхождения певица. В те годы на учебу в консерваторию детей аристократов не брали. Вот сейчас Иван Назибович, точно как моя дорогая бабушка когда-то, бесконечно что-то в театре проверяет, формирует, строит, исправляет, контролирует все происходящее.

Иван Жиганов.: Да, и мой корабль в конце концов пришвартовался к порту музыки. В один прекрасный день генетика и биотехнология, которыми я занимался долгое время, перестали приносить удовлетворение, мне реально стало скучно. Появились музыкальные проекты, работы по истории музыки, а затем судьба сделала зигзаг, превратив меня в руководителя детского музыкального театра. Те самые корни: отец и дядя – большие музыканты. И Олина семья, и моя – с хорошими традициями, и научными, и творческими, и мы уже не можем быть другими. Мой папа – Назиб Жиганов – основатель Казанской государственной консерватории, выдающийся советский композитор. Дед по маминой линии – Илья Шкапа – писатель, много лет проработал с Горьким в редакции журнала «Наши достижения». Ольгин прадед – Константин Юдахин – знаменитый тюрколог, академик, составитель фундаментального киргизско-русского и русско-киргизского словаря.

Каждый – душа компании

– Такой тандем, конечно, на пользу и театру, и городу, и всей стране. Славная «Домисолька» везде и всюду – сцена Кремлевского дворца, сочинской Олимпиады и ЧМ-2018, ведущие федеральные телеканалы, творческие проекты с «Артеком» и «Орленком» и прочее.

Иван Жиганов: И это притом что мы никому не обещаем сделать из детей звезд – это категорически не наше. Мы хотим, чтобы дети были нормальными, полноценными, всесторонне развитыми личностями, видящими мир, небо со звездами, знающими культуру своей страны, чтобы они разбирались в истоках, откуда что берется. Мы ведь понимаем состояние мозгов сегодняшних молодых людей – это гаджетизация сознания, это атака СМИ, это неготовность современных родителей к рождению ребенка, к воспитанию, к ответственности. В советское время эта сторона прорабатывалась в школах, вузах. Сейчас же дети появляются, как неожиданно выросший под окном подосиновик, с которым потом, оказывается, надо что-то делать. И мы не педалируем качества, которые, как правило, родители пытаются из своих чад вытащить, когда существует только эгоистическое «я» и больше ничего. Театр – это командная работа. И дети понимают, что в команде все не могут и не должны быть солистами. Так они учатся существовать в коллективе, жить не только своими хотелками и привычками. Где бы они потом ни учились и работали, это доброжелательные компанейские ребята, абсолютно свободные, которые умеют быть публичными, не боятся любой аудитории. Творческое развитие вообще помогает в жизни. Они потом создают в институтах свои коллективы – театральные, вокальные, продолжают петь. Каждый, что называется, первый парень на деревне, всегда в центре внимания. Это очень помогает в карьерном росте.

Ольга Юдахина: И они у нас собранные, дисциплинированные, организованные, абсолютно самостоятельные, к тому же большие работяги – четыре дня базовых занятий в неделю плюс дополнительные по выбору. И с общеобразовательной школой проблем нет. У нас давно заведено: раз в полгода просматриваем дневники. Если появляются тройки и проблемы с поведением – по согласованию с родителями можем недели на две отстранить от «Домисольки», и это в то время, когда продолжаются занятия и репетиции, когда место в номере, в новой постановке для них может просто испариться. Пожалуй, страшнее наказания для наших детей не сыскать. А учебу и поведение малышей проверяют наши феи «Домисольки» – их целых три: сказочная, рокерша и гламурная. Очень полезная воспитательная составляющая – девчонки мечтают попасть на эту роль.

– Не каждый ваш выпускник становится певцом или артистом. Не обидно?

Иван Жиганов: Что же тут обидного? В творческие вузы идут процентов 15–18 – и это совершенно нормально. Индивидуальная траектория – выбор и детей, и родителей. Ребятам, которые не встают на путь дальнейшего развития своих музыкально-театральных умений, мы желаем успеха и твердо знаем, что они в любой профессии проявят творческое отношение к делу. За некоторых, правда, ложимся костьми. Например, сейчас папа с мамой одного нашего парнишки видят его юристом, а он – музыкальный гений, играет на инструментах, поет, пишет музыку, дает уроки вокала, да к тому же красавец, одним словом, прирожденный артист. Здесь мы не сдаемся, бьемся с прагматичными родителями до последнего. Бывает, что ребята выбирают свой путь сами. И тем, кто выбрал творческую стезю, иногда при поступлении в вуз достаточно одного собеседования, чтобы его приняли. Наши выпускники абсолютно свободны в общении, их кругозор гораздо шире, чем у сверстников, а работоспособность неизмеримо выше.

Ольга Юдахина: У каждого ребенка есть какой-то свой талант, который нужно найти и раскрыть. В «Домисольке» мы пытаемся выстроить у ребят целостную систему мировоззрения, поясняя, что мир разный и каждый человек достоин уважения, что можно каждого научить петь и танцевать. Ведь к нам приходят даже детишки, которые сначала поют на одной нотке, но они же все равно слышат, просто надо терпеливо развивать владение голосом, координацию слуха и звукоизвлечения. Великого певца, может быть, из таких детей и не получится, но они научатся нормально интонировать и станут потом душой любой компании. Было бы желание. Ну и чтобы родители не мешали процессу обучения.

Заниматься только с любовью

– Слышала, что и с родителями вы работаете по-особенному.

Иван Жиганов: Обязательно! Это же педагогическая триада: ребенок-родитель-педагог. Родители – история отдельная, она зачастую стоит нам безумного количества нервной энергии и сил, времени, седых волос или просто отсутствия таковых на голове, но мы без воспитания родителей – да, да, не удивляйтесь! – никак. Дети к нам попадают из всех социальных слоев. С детьми успешных и богатых сложнее всего, потому что они привыкли брать и покупать. А мы как минеры на минном поле – очень хорошо понимаем, что можно пообещать, а чего делать не надо. Мы в договоре даже прописываем, что оплачивается только обучение, мы не обещаем ни концертов, ни съемок, ни гастролей. Кто-то, не попав на Первый канал через неделю обучения в театре, забирает свое чадо сразу, а тем, чьи дети остаются, мы с самого начала начинаем вкладывать мысль, что ребенка надо хвалить, даже если у него не все получается, что детей надо любить разными – и успешными, и не очень. И конечно, не играть со своими детьми в придуманное детство, реализуя собственные комплексы, к детям не имеющие отношения. Есть, правда, и такие из среды успешных и очень обеспеченных людей, которые приводят к нам детей и умоляют социализировать, ибо их «волшебная денежная палочка» может дать ребятам все, кроме нормального человеческого общения со сверстниками и понимания, что свое место в коллективе, а значит, и в мире, в дальнейшем надо еще завоевать. Эти люди достойны уважения.

Ольга Юдахина: У нас для родителей всегда открыты двери, телефоны в режиме 24/7, мы готовы обсудить с ними любой вопрос, поэтому, к счастью, за 32 года существования не имеем ни одной жалобы. Родители, которые прошли нашу школу, конечно, благодарны. Они же видят результат, видят, насколько дети, обучающиеся в «Домисольке», отличаются от других. И родители перестают переживать по мелочам: почему костюм синий, а не розовый, почему за кулисами с детьми только педагоги, а не родители. Самые активные всегда готовы конструктивно помочь, в том числе и общению с новенькими... родителями.

– А третья часть триады? Как подбираете педагогический коллектив?

Иван Жиганов: Это большой кастинг. Педагоги со всей страны присылают резюме, потом мы приглашаем, разговариваем, даем вести пробные уроки, собираются другие профильные педагоги. Все очень серьезно, но и достаточно весело проходит, потому что чувство юмора, по моему мнению, верный признак творческого человека.

Ольга Юдахина: Надо, чтобы кандидат умел с детьми общаться доброжелательно, чтобы дети понимали, принимали. Мы подбираем таких, которые понимают, что ребенок – это не солдат. Кричать на ребенка в нашем театре запрещено категорически. Педагог должен любить предмет, а не рваться к собственным показным достижениям, тем самым ломая ученика. Ребенок должен заниматься любым делом с любовью, а не из-под палки. Только так у него все получится. И с коллективом новый сотрудник тоже должен уметь найти общий язык. О профессиональном уровне я даже не говорю. Он высочайший.

Главное – настрой

– Я заметила, вы любители путешествий, делитесь в соцсетях фото и видео из поездок, зовете соотечественников побывать в разных концах страны.

Ольга Юдахина: Мы с удовольствием делимся тем, что увидели, потому что хочется, чтобы люди знали, что в нашей стране много красот, много достойных мест, где можно обогатиться и культурно, и духовно, и душевно. А в соцсетях мы открыты максимально. Родители должны видеть жизнь и приоритеты людей, которым они доверяют самое дорогое – своих детей.

Иван Жиганов: Да и как же не поделиться? Страна в последние годы увлеклась Турцией, Грецией, другими заморскими историями. А ведь у нас все это есть, пусть и не так прилизано. Вы посмотрите, какие красоты и сервис в Питере, Ярославле, в тех же Угличе, Казани, Петрозаводске, Петропавловске-Камчатском – на любой вкус и кошелек. А люди какие! Нам очень многое нравится еще и потому, что мы всегда путешествуем с положительным вектором – так же, как и в театре нашем и где угодно, и это доставляет нам огромное удовольствие. Пессимист – он грязный угол найдет везде, поэтому главное – позитивный настрой. Другое дело, когда видишь ситуацию вопиющую. Вот Выборг, например. Башня федерального значения, которая должна быть туристической жемчужиной, а в ней ни одной целой стены, разбитые стеллажи, закрашенные масляной краской выключатели. Тут не возмутиться невозможно – хоть тем самым заплесневелым ботинком швыряй. Об этом мы тоже пишем в соцсетях. Но позитива всегда больше. Именно он дает силы и надежду, что у нас все получится.
Ольга Юдахина: Мы – оптимисты!

Вот такие изумительные у «Домисольки» руководители – добрые и строгие, сердечные и понимающие, щедрые и всезнающие. И поэтому «Домисолька» – это творчество, крепкая команда, любовь и уважение. К детям и взрослым. К стране и ее традициям, культуре и истории.

Наш сайт использует куки. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, подтверждаете ознакомление и согласие с Политикой конфиденциальности персональных данных и Пользовательским соглашением.