Культура – это, прежде всего, нравственность

Светлана Савицкая – доктор философии в области социологии и культурологии, писатель, общественный деятель, юрист. Ее докторская диссертация «Символ как социально-культурный феномен управления» и обширные знания в области символизма – платформа для общения на самые разные темы.

Савицкая – член Союза писателей России, обладатель ордена «Трудовая доблесть России», автор 120 научных и художественных изданий, переведенных на 30 иностранных языков, обладательница многочисленных литературных премий и наград. А главное достоинство Савицкой в том, что она неравнодушный человек.

Что и кому должен художник

– Светлана Васильевна, какое место отведено сегодня художнику в нашем сверхпрагматичном мире?

– Место у творческого человека всегда одно: художник с рождения уже должен и этому солнцу, и этому небу – творить так, как видится ему. Он приходит в наш мир не заработать, а сделать то дело, которое под силу только ему. И «дело» здесь не синоним слова «бизнес», как европейская «свобода» не идентична русской «воле». Дело творца в неповторимости – никто не нарисует волны Айвазовского, не напишет музыку Бетховена, не создаст парк Гауди, не напишет «Собор Парижской Богоматери», как это сделал Гюго.

– А как вам удается столько успевать в творческом плане?

–Я человек, который не может отказать. И со школьной скамьи меня почему-то все не только просят, но и требуют – помочь, сделать, изобрести – от руководства командой КВН до чтения сказок в различных общественных пространствах, от написания романа до координации национальной литературной премии. И этот список бесконечен. Самый, может быть, яркий пример – это история с созданием романа «Балканы». Болгары почему-то решили, что этот фундаментальный труд на основе реальных событий Русско-турецкой войны 1877–1878 годов должна написать именно я. Они пригласили к себе не только ознакомиться с историческими, военными, краеведческими и прочими архивами, но и провели по местам этих героических событий – да, да, ножками по горным тропам и вниз в пещеры, чтобы проникнуться темой полностью. Меня поразило, как эти люди до сих пор чтят память наших боевых командиров. В городе Стара Загора вместо икон в домах снимки Скобелева, Бурко, Столетова.

И до чего горько при этом знать, что памятник герою войны генералу Скобелеву в Москве, который стоял на месте нынешнего Юрия Долгорукого на Тверской площади, был снесен большевиками. А в Болгарии памятник Михаилу Дмитриевичу стоит, и не только ему. Эти люди сохранили память о подвигах тех, кто освободил их от 500-летнего турецкого ига. А могут ли помнить русскую славу армии-освободительницы наши дети, которые учатся по современным учебникам?

– Так ли все печально, по-вашему?

– Вы знаете, нет. Молодежь сейчас на удивление выдает очень интересные, в том числе творческие, всплески. Вижу, как многие из них в информационном поле сами находят то, что делает их патриотами. Не зря ведь сейчас среди них столько добровольцев, которые считают, что защитником быть почетно. Просыпается какая-то генетическая память, ее проявления я вижу, читая литературные материалы, которые молодые люди присылают на конкурс Национальной премии «Золотое перо Руси». Недавно меня просто потрясла история про девочку, которой отец привез из побежденного Берлина в подарок куклу, а та, не в силах забыть, как фашисты расправились с ее матерью, повесила куклу за веревочку на заборе... Они достают из родовой памяти подобные факты и, облекая в художественную форму, присылают нам.

Понятен любому народу

– «Золотое перо Руси» – интересная платформа еще и потому, что собирает почитателей русского языка из разных стран. Их даже сейчас много?

–Обычно их набирается 70. Поверьте, любовь к русскому языку в мире неисчерпаема. Наш язык – образный, поэтичный, он математически точный, высокодуховный, многозначный, очень красочный – в нем много цветов, эмоций и различных нюансов, он не черно-белый, он радужный, он, конечно, великий. И русский язык, как показывает опыт множества столетий, – отличная почва для объединения людей и целых народов. К тому же русская литература – один из основных столпов нашей государственности и нашей духовности, это великая сила. На мой вопрос «Почему в вашей стране любят Чехова» министр культуры Японии мне ответила: потому что он понятен любому народу, здесь не требуется особого лицедейства, в пьесе все написано. Русскую литературу не надо объяснять, она понятна, красива, художественна. 18 лет мы занимаемся нашим проектом при поддержке меценатов и классиков отечественной литературы. Приходят произведения исключительно на русском языке – это проза, поэзия, литературные переводы, всего 20 номинаций. Среди них историческое наследие, тема малой родины, духовность, общественные коммуникации, сказки, юмор. Причем жюри получает тексты без подписи и оценивает исключительно их литературные и языковые достоинства, учитывая три обязательных условия: честность, профессионализм и любовь к России и русской нравственности. Принимают участие в конкурсе люди самых разных возрастов. В этом году из-за того, что не все могут видеть наш сайт и наш видеоканал, количество стран-участниц сократилось, зато добавились Индия и Китай.

– А какая тематика преобладает сегодня?

– В этом году просто шквал патриотических текстов. Обычно их примерно 20% от общего числа, а нынче наоборот – все 80. Очень активны авторы из ДНР и Белоруссии, приходят работы в том числе из США, Израиля, Украины. И если раньше писали свидетели войны, за ними – их дети и внуки, то теперь подключились уже правнуки.

Сказка под силу мудрым

– Очень значительное место в вашем творчестве занимают сказки. Кому под силу такой жанр?

– Надо человека очень обидеть, чтобы он снял свою трусливую гадкую кожу. Его нужно заставить быть смелым, чтобы он пошел на страх. Ему нужно какое-то преодоление, чтобы он понял, почему нужно любить врагов своих, как самого себя, его нужно именно заставить, и тогда, когда самая обида, когда ты уже разбит и лежишь на полу, тогда рождаются самые лучшие, самые светлые, самые добрые произведения – сказки. Писателю вообще полезно жить в нищете, в обиде, в недостаточном комфорте. И еще, считаю, нужно постоянно заниматься землей. На нашем участке во Владимирской области – розы, лилии, караси. Кладезь живой природы. И оттуда меня не вытащить, потому что там безумно интересно – летают стрекозы, бегают ежики, скачут по деревьям белки, бродят лоси, воют волки, там рыбки, змейки, там меняет кожу уж – тянет зубами и снимает, как чулок. Не видя всего этого, как можно писать сказки? Там можно найти даже вылупившегося Змея Горыныча, который, конечно же, попал в одну из моих историй. Писатель видит то, чего другие не видят, а потом делится этим с людьми. Я свои сказки не только публикую. Я рассказывала их и с телеэкрана – был такой цикл передач «Сказы Богородского уезда».

– А как случилась история со сказкотерапией? Вы свои сказки стали читать людям?

– Сначала нет. У меня огромная библиотека сказок мира. Все началось еще в Забайкалье, куда мы молодыми уехали по распределению мужа. Там мы покупали все, что могли, и сказки детям – а у нас их трое. Книги были доступны, они ценились, и у нас собралась хорошая библиотека. Кстати сказать, теперь моя пятилетняя внучка не засыпает без книг, которые берет в кроватку. Они с нею везде, даже в туалетной комнате. Она не любит гаджеты и мультфильмы – ей подавай книжки. Редкое явление на сегодняшний день. Так вот, с чтением сказок та же история. Меня просили читать в детских домах, доме для престарелых и даже в тюрьме заключенным. Читала им целый час, а в конце люди заплакали. Понимаете, они стали теми, кем стали, лишь по одной причине – мамы не занимались их воспитанием, не читали им сказки и не говорили, что они лучшие на свете.

Жаль, когда вижу, что современные матери излишне заняты собственной персоной и съемками себя любимой на мобильный. А как же дети? Телевизор и интернет их не воспитают – от них ребятишек надо защищать. Мы 30 лет ждем, когда на экраны вернется русская песня, русские сказки, когда вернутся литературные чтения, содержательные телепрограммы, нормальные познавательные путешествия, от которых захватывает дух. Нам этого не хватает, и это при отличных технических возможностях. Екатерина Великая говорила, что народ, как ребенок, – его чем кормят, то он и ест, а мы вынуждены есть низкопробную продукцию. В 90-е я буквально загораживала телевизор, чтобы мои дети были подальше от всего этого. Почему мы должны все это кушать? Поэтому мы выключали телевизор и радио и читали с детьми хорошие книги и пытались воспитывать их в совершенно ином ключе. И теперь срочно нужна рекультуризация – менять учебники, прежде всего по гуманитарным предметам, менять культурную программу на ТВ. Ведь культура – это нравственность в первую очередь, а не извращение классики, от которого хочется опустить глаза в пол.

Наш сайт использует куки. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, подтверждаете ознакомление и согласие с Политикой конфиденциальности персональных данных и Пользовательским соглашением.