Вероника Бодрова

Есть на Алтае ансамбль народной песни «Беловодье» при Центре фольклора и народных ремесел Алтайского края. Его руководитель – величайшая подвижница Вероника Игоревна Бодрова. Про таких говорят, что именно на них Россия держится. Вероника Игоревна не дает нам забывать, откуда мы родом. Сфера ее научных интересов – этномузыкология, фольклористика, этнопедагогика.

Со студентами пединститута она ездила в многочисленные полевые экспедиции, собирала песенный материал, осваивала традиции и обычаи. Так и сложился ансамбль «Беловодье». На первом же показе в Коломне на фольклорном фестивале их сразу приняли в Российский фольклорный союз. Он объединяет ансамбли этнокультурного направления, которые достоверно восстанавливают традиции, ничего не привнося своего, не стилизуя и не обрабатывая. В этом-то и есть вся прелесть – показать подлинно, как это все было-существовало. «Беловодье» успешно освоило традиции первых переселенцев на Алтай – казачества и старообрядцев.

 

Вероника Бодрова рассказывает:

Северная манера пения первых переселенцев и легла в основу современного исполнения. Стиль сибирских старожилов очень характерный – строгая суровая манера пения, низкий регистр и довольно большой размах диапазона, поэтому не так-то просто их петь. Это прежде всего ленточное двухголосие: льется основной голос, а ему на терцию выше вторит – копирует, так сказать, песенный узор – верхний голос. И затем они расходятся более широким интервалом в октаву, в квинту.

Потомки переселенцев на Алтай стали носителями богатого православного певческого наследия – народных духовных песнопений. До сих пор стихотворное наследие предков широко распространено на обширной территории расселения алтайских старообрядцев.

В духовных стихах отразились религиозные взгляды и представления староверов о смысле человеческой жизни, о долге, вере, исторических событиях, о библейских историях. О страдании за веру.

Поначалу «Беловодье» показало себя на пельменное заговенье к Филиппову посту (прим. – простонародное название Рождественского поста) в селе Тулата. В старину с этого дня начинали мешками лепить пельмени впрок и хранили их прямо на морозе. Сидели на печке, пели с бабушками и стряпали настоящие пельмени. Этот народный праздник любила даже молодежь. Всюду царила живая атмосфера. Девушки собирались вместе к вечеру и отправлялись по домам заговёлышки (угощения) просить. На санках с горки катались. И все традиции вживую, из уст в уста, глаза в глаза, «Беловодье» перенимало.

Позже, в начале 2000-х годов, от «Беловодья» отпочковался ансамбль «Традиция», который в своем творчестве взял за основу духовный жанр, духовные стихи. Ансамбль и сейчас продолжает эту тематику, особенно в посты. Потому что в посты, и прежде всего в Великий пост, все другие жанры запрещались, никакие другие песни не исполнялись. Эти духовные стихи так и называли – постовые. Такие традиции были и в селе Екатерининском. Причем их исполняют весьма интересно: уходят в сарай, забираются на сено и поют там духовные стихи.

В колледже культуры Вероника Игоревна со студентами разучивала стихи. Они завораживают своей строгостью. В них нет эмоциональности – есть внутреннее глубокое духовное состояние. В посты эти песни они до сих пор поют, устраивают концерты духовных стихов и в Новосибирске, и в Барнауле. Конечно, не на широкую публику, а на особый круг, но тем не менее это актуально.

Вероника Игоревна Бодрова проделала огромную работу по исследованию фольклора и сохранению нематериального культурного наследия Алтая. Она опубликовала около 100 нотных и текстовых расшифровок свадебных песен и обрядов старообрядцев, традиционных песен казаков, лирических и рекрутских песен, похоронных причетов и духовных стихов. Записала и выпустила множество электронных альманахов, электронных дисков. Она спасла для нас наше прошлое, наши истоки.

Вероника Игоревна несет свои находки, знания и любовь в том числе и подрастающему поколению – детям:

Какая-то патриотическая глубинная основа заложена в детях, что называется, от рождения. Детская душа отзывчива на духовную тему, очень ею проникается. Поэтому хотелось, чтобы в наши дни произошло возвращение и возрождение духовного жанра.

Читать больше

Наш сайт использует куки. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, подтверждаете ознакомление и согласие с Политикой конфиденциальности персональных данных и Пользовательским соглашением.