– Ну, стиль сибирских старожилов очень характерный. Первые переселенцы на Алтае появились в начале XVIII века – пришли сюда с Севера. Северная манера пения и легла в основу нашего исполнения. Это прежде всего ленточное двухголосие: льется основной голос, а ему на терцию выше вторит – копирует, так сказать, песенный узор – верхний голос. И затем они расходятся более широким интервалом в октаву, в квинту.
Терция, квинта, октава – это музыкальные интервалы / промежутки между звуками. В каждом из них 3, 5 и 8 нот соответственно. Похожие приемы используются и сегодня во многих современных песнях. К примеру, так поют бэк-вокалисты, дополняя основную мелодию.
Поэтому у нас нет, конечно же, того склада, который представлен в церковном пении. То есть это двухголосие, но кое-где появляются все-таки подголосочки, элементы трехголосия. И у наших сибирских старожилов очень строгая суровая и манера пения, низкий регистр и довольно большой размах диапазона, поэтому не так-то просто их петь.
Регистр – ряд звуков певческого голоса, обладающих единой окраской, высотой, громкостью.
Диапазон – это расстояние от самого низкого звука, который может издать человеческий голос, до самого высокого.
Это и легло в основу нашего стиля. Прежде всего мы начали со старообрядцев-поляков… и казаков. Это вообще первые поселенцы на Алтае, которые, осваивая здесь земли, и открыли сюда доступы христианству и старообрядчеству. Мы основывались на песенных традициях села Екатерининское Третьяковского района. Село известное, сейчас у нас уже выпущены сборники по их фольклору. И казаки Тулаты (прим. – Тулата – село в Чарышском районе Алтайского края) – тоже несколько дисков у нас вышло. Богатейшие традиции. Вообще же это мужской обычай исполнения очень редкий. На всем Зауралье, кроме нашей Тулаты, я не знаю таких ярких очагов бытования мужского пения. Это вообще очень большая редкость – мужское пение. В основном все коллективы, которые нам удалось записать, – женщины, бабушки. Ну если присмотреться, даже в церкви поющих мужчин гораздо меньше, чем женщин. Как-то вот у женщин душа поет, и обычно чаще всего, конечно, они исполняют. И мы воссоздавали эти певческие традиции, в том числе духовные стихи.
На фото: cтарший научный сотрудник сектора «Традиционная русская культура» Государственный художественный музей Алтайского края (ГХМАК) Вероника Игоревна Бодрова и член Союза писателей России Иван Юрьевич Образцов во время интервью.