Вы – актер, режиссер, поэт, баснописец, руководитель творческих объединений – всего не перечислить. Как вам удается со всем этим справиться? Ведь в сутках всего 24 часа.
Однажды молодой Пушкин на заданный ему вопрос «Где вы теперь служите?» ответил: «Я числюсь по России». Я бы вслед за гением старался соответствовать этим словам. Где надо, там мы и оказываемся, что можно, стараемся делать, не забывая свой, Богом данный талант, не зарывать его в землю, то есть максимально реализовать то, что тебе дано. Как удается? Не знаю, каждое утро обнуляю свой счетчик, мне кажется, то, что ты сделал вчера, – это вчера, а сегодня, если тебе Бог дал время, надо стараться заработать на хлеб с маслом и заслужить уважение тех, кто вокруг.
Мне всегда было интересно увлекать людей. Однажды Любимов написал мне на французской афише: «Выдумывай и не обращай внимания на скептиков». Кстати сказать, это у меня от Юрия Петровича – не быть беспечным, относиться к ситуации так, будто ты только что без копейки приехал и, если зазеваешься, просто окажешься на улице. Ты можешь быть народным, у тебя может быть 100 квартир, 30 жен, но жить надо так, как будто ничего этого нет и это последний твой день. Все, заслужи день следующий.
И еще от Любимова – уважение к трудовому человеку. Обожествляю людей самого простого и самого тяжелого труда. Лучшие люди в моей жизни – уборщицы, шахтеры, водопроводчики. И когда ты через некую рафинированность XXI века вдруг видишь глаза рабочего человека, понимаешь, что это и есть Россия. Зачем что-то кричать про нее – вот она, перед тобой: мастер пришел проштробить стену – так помоги ему, налей чаю.
Вы – основатель и художественный руководитель Московского театра поэтов, который, как сообщается на сайте, фиксирует и отражает современный пульс времени. А какой именно пульс?
В пульсе времени мы схватываем предчувствие прорыва России через боль. Знаете, перед большим рассветом всегда очень темный час, и много зверья появляется, и страшные могут быть вещи, но без этого невозможен рывок, не придет рассвет. Такие русские мальчики, как Женя Родионов, жили в те времена, когда ни у кого и надежды-то не оставалось и России уже почти не было. Но Жени остаются, мы их видим, мы гордимся ими. Но в главном моем стихотворении «Ржев» написано: «Не кричите про Родину и любовь». Вот мы и не кричим. Про родину либо молчат, либо шепчут.
Я еще и художественный руководитель самого крупного и, наверное, самого передового молодежного фестиваля – Всероссийского фестиваля молодой поэзии и драматургии имени Леонида Филатова «Филатов-фест». Это одно из главных дел моей жизни.
И мне всегда очень интересно услышать, как ребята от 18 до 35 представляют себе, кто такой поэт. А ведь поэт – это человек, который точно ставит диагноз времени, причем раньше всех и еще пророчит. Поэзия близка к молитве, к плачу, к заговорам, к всхлипываниям, к крику ребенка, к крику женщины, животного даже крику. И у настоящей поэзии всегда современный пульс. Поэтов молодых много – VIII фестиваль собрал 3 тысячи заявок, в большом списке – сотня, в финале мы не смогли ограничиться 10, их было 15. Я в окончательном голосовании даже участия не принимал, не могу – всем ставлю наивысший балл. С нас пробовали делать слепки – не вышло, потому что мы делаем дело неформально, с горячими носами и вовлекаем, вовлекаем и мэтров, и находим единомышленников, ресурсы, учителей, наставников – формируем ареопаг (скорее всего, Судилище). Литературный ареопаг (литературные критики). Это еще и совершенно свободный фестиваль с очень жесткими фильтрами, которые касаются только художественной составляющей, мы только про талант.
И нам есть о чем говорить. Помните мысль гениального Юрия Мамлеева (русский писатель, в книге «Россия вечная» исследовал глубины русской культуры и духа. В результате им создана новая трактовка русской идеи, фактически цельное философско-патриотическое учение) о том, что смысл России в ее незаконченности? Поэты слышат, что они не закончены, им есть что сказать через наш жуткий сайдинг – кривые дома, улицы и Бог знает что прорывается недоношенная, недоделанная любовь. Но это любовь. Она не просто несовершенная, она уродская, искалеченная, продырявленная, сырая, но это любовь.