Кузбасс первым в России разработал стратегию развития промышленного туризма

Развитию промышленного туризма начали уделять пристальное внимание в конце 2020 года. Потом, заключив соглашение с Агентством стратегических инициатив, разработали стратегию. А весной 2023 года на втором всероссийском акселераторе АСИ «Открытая промышленность» Кузбасс был отмечен как регион – наставник по развитию промышленного туризма в стране.

– Первоначально в программе было готово участвовать не более десяти предприятий. Но и те в успех не верили: мол, у нас режимные объекты, зачем их открывать для туристов, – напомнил замгубернатора Кузбасса по вопросам культуры, спорта и туризма Сергей Алексеев. – В 2021 году, пройдя обучающую программу акселератора, мы стали разрабатывать нормативные документы. На тот момент не существовало ни единой системы реализации промышленных экскурсионных программ, ни понятных правил взаимодействия туристов с предприятиями. Экскурсии на производство сводились к тому, что всех водили строем к основному станку по красной линии – ни шагу вправо, ни шагу влево, – показывали музей, и на этом все заканчивалось. Сегодня картина меняется. Все больше руководителей стали понимать, что положительный имидж, открытость компании – это важно.

Туристов цепляют живые истории, легенды, арт-объекты, фотозоны и интерактивы. Так, химическое предприятие в Кемерове включило в программу экскурсий тему трудовых династий.

– За два с половиной года у нас побывали 4 тысячи туристов, в том числе 2,6 тысячи школьников и студентов. Такого запроса от школ и вузов никогда не было. Мы уже никого не зовем, все просятся сами, – говорит гендиректор предприятия Андрей Вишневский. – Показываем туристам наш уникальный фонтан, который, с одной стороны, включен в технологический процесс (охлаждает оборудование), а с другой – представляет собой грандиозное сооружение диаметром 24 метра. Организовали музей под открытым небом, снимаем интерактивные видеоролики, рассказывающие о производстве с юмором. В ближайшее время построим новый корпоративный музей, будем расширять туристический маршрут. Мы не скрываем от туристов наши производственные и экологические показатели, чтобы люди знали, как мы работаем. Промышленный туризм становится неотъемлемой частью нашей жизни, без которой будет невозможно привлечь на работу профессионалов, молодых и талантливых ребят.

И примеры, когда вчерашние ученики-туристы сегодня приходят на завод работать, уже есть. Как сообщила на прошедшем в Кемерове международном туристическом форуме «Промприем» директор проектов дивизиона «Городская экономика» направления «Социальные проекты» АСИ Ольга Шандуренко, 95 процентов опрошенных студентов отметили: чтобы промышленность была привлекательной для работы, она должна быть модной.

– В мае этого года во Всемирный день музеев и в честь 405-летия Новокузнецка мы устроили показ мод в действующем цехе покраски завода металлоконструкций, – говорит организатор индустриального эксперимента «Цех» Наталья Ивушкина. – Все, кто пришел, нас благодарили, так что продолжение обязательно будет.

Маршрут на Кедровский угольный разрез вошел в национальный брендовый тур «Кузбасс. Огонь в сердце» и в региональный тур «На-гора и в горы». Экскурсии проводятся исключительно по заявкам туроператоров, которые формируют группы. Угольщикам остается лишь оформить допуски и пропуска, подготовить средства индивидуальной защиты, спецтранспорт для доставки гостей на промплощадку и провести экскурсию. И в сравнении с 2021 годом турпоток на разрез вырос уже почти в десять раз.

– Наша задача – показать, что угольная отрасль – современная, безопасная, высокотехнологичная и экологически ответственная. Что она развивается, у нее большое будущее и работать в ней комфортно, – подчеркивает замдиректора по связям с общественностью и коммуникациям крупной угольной компании-пилота промтуризма в Кузбассе Мария Пименова. – В нашем музее можно проследить всю историю развития угледобычи. А панорама разреза открывается со смотровой площадки, где размещена выставка горной техники.

Кроме угольных, химических, металлургических и машиностроительных заводов, в проекте участвуют другие предприятия, включая средний бизнес и семейные фирмы. Одна из них – сыроварня в поселке Плотниково, откуда туристы уже несколько лет подряд возвращаются не только с сыром, но и с багажом положительных эмоций. И пакет туристских услуг, которые оказывает семья предпринимателей, расширяется.

В этом году по программам промышленного туризма на предприятиях Кузбасса, по данным правительства региона, побывает почти 20 тысяч человек – вдвое больше, чем в 2022-м. К 2025 году турпоток планируют увеличить до 50 тысяч, а долю туристов из центральных регионов страны – на 25 процентов. Количество объектов промтуризма при этом будет удвоено. 

Источник: Российская газета

 

Наш сайт использует куки. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, подтверждаете ознакомление и согласие с Политикой конфиденциальности персональных данных и Пользовательским соглашением.