В Казани назвали победителей X Независимой детской литературной премии «Глаголица». Это конкурс, где жюри, состоящее из писателей и поэтов, всерьез оценивает произведения начинающих авторов в возрасте от 10 до 17 лет.
За десять лет «Глаголица» прошла удивительный путь от скромного республиканского конкурса до солидной международной премии. В этом году свои тексты на суд жюри прислали более 2500 ребят из 30 стран. Географический охват – от России и США до Индии и Африки. Участники-иностранцы – это русскоязычные дети, проживающие за рубежом. Причем для них ввели специальную номинацию «Мультилингвы», поскольку русский для этих ребят не единственный язык.
Конкурсантов делят на две возрастные категории: от 10 до 13 лет и от 14 до 17 лет. В числе номинаций «Проза» и «Поэзия» на русском и татарском языках, «Художественный перевод», «Эссе» и появившийся в только в этом году «Неформат».
У «Глаголицы», как и у взрослых премий, есть лонг-лист и шорт-лист. Тот, кто попадает в короткий список, приезжает в Казань на финал. На этот раз в него вошли 130 человек. Здесь ребята пять дней живут в своеобразной арт-резиденции, где с ними общаются и занимаются члены жюри. Костяк его год от года почти неизменен. Это детские писатели и поэты Андрей Усачев, Сергей Махотин, Виктор Лунин, Нина Дашевская, переводчик Ольга Варшавер. Увы, больше нет в этой команде скончавшегося три года назад Михаила Яснова. Кроме того, дети проходят мастер-классы по актерскому мастерству, рисованию комиксов, участвуют в круглых столах.
Вообще «Глаголица» не только помогает открыть юные таланты, но и позволяет взрослым приоткрыть дверь в мир детей, понять, чем они живут, если угодно, «заглянуть им в голову», что бывает затруднительно сделать учителям и даже родителям. В текстах юные авторы раскрываются. Корреспонденту «РГ» за историю конкурса посчастливилось прочесть сотни произведений. Это действительно безумно интересно и имеет мало общего со школьными сочинениями отличников. Пишут дети в самых разных жанрах, но предпочитают фэнтези и сказки. Круг тем – от школьных проблем и первой любви до судеб человечества. Да, не обходится без наивных рассуждений и штампов, позаимствованных из взрослой литературы, зато видно, что они много читают.
Порой встречаются неожиданные ходы. В нынешнем шорт-листе меня зацепил рассказ «Сухарь» 15-летнего Константина Борькова из Сарова, написанный от лица учителя физики, которого травят ученики, а директор заваливает бумажной работой. А говорят, подростки сосредоточены лишь на себе…
Но если я эти тексты просто читаю в свое удовольствие, то жюри всякий раз приходится выбирать лучших. Тяжело. Без слез на сцене не обходится. Лауреатов юбилейной «Глаголицы» чествовали в Большом концертном зале имени Сайдашева. Церемонию вела актриса Нонна Гришаева, а за музыкальную часть отвечал Симфонический молодежный оркестр РТ. В итоге из 130 авторов шорт-листа выбрали 33 призера. А из них лишь шесть стали обладателями Гран-при – «Хрустальной совы», почти как у знатоков «Что? Где? Когда?».
А еще все 33 победителя получили в подарок планшеты и комплекты малых библиотек. Ведь, как подчеркивают члены жюри, у «Глаголицы» нет цели непременно вырастить из конкурсантов талантливых писателей. Главное, чтобы они стали талантливыми читателями.
Сергей Махотин, детский писатель, член жюри премии «Глаголица»:
– Спасибо за тексты, которые вы написали. Мы получили большое удовольствие. Мы вместе плясали на еврейской свадьбе в начале прошлого столетия, побывали в утопическом обществе, где кража является самым нелепым преступлением, мы слетали на Марс. И все же я советую вам изредка возвращаться на нашу сегодняшнюю землю, здесь тоже можно найти кое-что интересное. Обычно принято говорить, какие-то утешительные слова в адрес тех, кто не поднимется сюда за наградой. Я не буду их говорить. Потому что то ощущение, что тебя не оценили по достоинству, – это бесценный опыт и огромный творческий стимул писать так, чтобы тобой восхитились.
Источник: Русская газета